Найти в Дзене

Московия и Оттоманская империя. То, что мы потеряли.

Всегда считалось, что Москва всегда тяготела к западной цивилизации. Так это пишут в книжках, так нам это внушают сейчас. И даже если вспомнить мои предыдущие статьи с выписками из книги Александра Владимировича Пыжикова "Славянский излом. Украино-польское иго в России", где говориться о попытка запада завладеть умами Московских князей, то кажется, что Западу это удалось. Сейчас - да. Тогда наши выстояли. Но несмотря ни на что, проект "всея Руси" пошёл не по тому сценарию, как задумывали его создатели. Несмотря на множество западных "засланцев" в Московии, которые даже занимали значительные должности при князьях, в самой Московии жило большинство населения, которые были далеки от западных понятий, предпочитая восточную культуру и традиции. И во всё той же книге Александр Владимирович показывает, насколько много у Московии и Оттоманской империи имелось общего: гораздо больше, чем считалось ранее. Очень интересно для меня, как на самом деле развивались события и к чему мы в итоге пришл
https://dwax.ru/raspad-ottomanskoi-imperii-kak-pogibla-mogushchestvennaya-osmanskaya-imperiya/
https://dwax.ru/raspad-ottomanskoi-imperii-kak-pogibla-mogushchestvennaya-osmanskaya-imperiya/

Всегда считалось, что Москва всегда тяготела к западной цивилизации.

Так это пишут в книжках, так нам это внушают сейчас.

И даже если вспомнить мои предыдущие статьи с выписками из книги Александра Владимировича Пыжикова "Славянский излом. Украино-польское иго в России", где говориться о попытка запада завладеть умами Московских князей, то кажется, что Западу это удалось.

Сейчас - да. Тогда наши выстояли.

Но несмотря ни на что, проект "всея Руси" пошёл не по тому сценарию, как задумывали его создатели.

Несмотря на множество западных "засланцев" в Московии, которые даже занимали значительные должности при князьях, в самой Московии жило большинство населения, которые были далеки от западных понятий, предпочитая восточную культуру и традиции.

И во всё той же книге Александр Владимирович показывает, насколько много у Московии и Оттоманской империи имелось общего: гораздо больше, чем считалось ранее.

Очень интересно для меня, как на самом деле развивались события и к чему мы в итоге пришли сейчас.

Сейчас вы всё копируем, как на западе, но раньше "определялись той или иной службой, а не знатностью"и "скорее делали акцент на равенстве всех перед законом".

Вот ключевые фразы нашего исторического менталитета, о которых мы забыли, копируя всё у других. И это было совсем не так давно, как думают многие.

Итак, почитаем новый отрывок.

Прежде всего схожесть между ними зримо прослеживалась в экономических устоях.

Речь о поместной системе, когда за воинскую службу наделяли землёй, тем не менее владение оставалось в собственности государства.

Его могли отобрать из-за неподобающего поведения на воинском поприще или, наоборот, увеличить за проявленные заслуги.

Любопытна и практика наследования таких имений: за выходившими в отставку по возрасту или по ранению поместья сохранялись, а в случае гибели воина на поле битвы его сыну, пополнявшему армейские ряды, доставалось не всё, а лишь часть «собственности», полагавшаяся новичку.

Практиковалось также перераспределение земель в пользу мелких и средних пользователей.

Подобное движение земельного фонда и величина выдаваемого надела определялись той или иной службой, а не знатностью на этом основывалась вся хозяйственная жизнь.

На широкое распространение подобных принципов как у нас, так и в Турции указывали многие.

Известные учёные с дореволюционным стажем Р.Г. Виппер, С.Б. Веселовский терялись в догадках, сравнивая московское поместье и его аналог - османский тимар.

Надо отдать им должное: они признавали, что эта система, скопированная у южного соседа и внедрённая у нас, сильно отличалась от того, что мы видим на Западе.

Господствовавшие там представления о собственности абсолютно не совпадали с порядками при турецких султанах и московских князьях.

В этом нет ничего удивительного, если допустить, что во второй половине XV и XVI веках эти молодые, растущие державы развивались в тесном соприкосновении.

Практически одновременно в 1470-1490-х годах в них проводилось нечто подобное переписи населения с верификацией прав на землю.

Эти грандиозные мероприятия венчались изданием общегосударственных кодексов: в Турции - сборника законов Канун-наме, в Московии - Судебника 1497 года.

Любопытно, что оба акта не предоставляли особых привилегий аристократии, а скорее делали акцент на равенстве всех перед законом, в чём было заинтересовано население, страдавшее от произвола сильных мира сего.

В то же время следы влияния знаменитой Русской Правды Ярослава Мудрого на московских просторах конца XV-XVI веков не очень-то и заметны.

Здесь нет ничего удивительного, поскольку дух разрекламированного киевского кодекса отражает совершенно иную ментальность, замешанную на примате боярства (олигархий) и на соответствующей судебной практике.

Вряд ли подобное законодательное творчество могло быть востребовано там, где общество явно тяготело к иному.

Добавим: ничего подобного не знала и Византия, где знаменитый Кодекс Юстиниана, построенный на принципе имущественной состоятельности, предусматривал для бедных более тяжёлые наказания, для богатых менее.

В Европе же равенство перед законом вообще было провозглашено лишь Великой Французской революцией в 1789 году.

В Московии, как и в Оттоманской империи, отмечено также немало сходства в организации военных дел.

К примеру, между турецкими янычарами и нашими стрельцами, применявшими похожую тактику ведения боя с использованием полевых укреплений, образующих лагерь.

Кроме того, у нас стрельцы использовали и передвижные заслоны из деревянных щитов, закрепилось название «гуляй-поле».

Даже ружья использовались турецкой конструкции: с другим, по сравнению с европейцами, устройством фитильного затвора.

Что касается артиллерии в московском войске, то она также была организована по-восточному.

Известно о корпусе пушкарей, где лёгкие орудия назывались тюфяками от персидского "тюфенги".