Крахмал – неотъемлемый ингредиент не только в пищевой, но и в целлюлозно-бумажной промышленности. Это вспомогательное вещество при изготовлении бумаги и картона. Одним из ведущих производителей в этой области является компания «РУСТАРК» (Крахмальный завод Гулькевичский), цель которых – стать национальным лидером в области глубокой переработки зерна (ГПЗ) и биотехнологий. О планах компании и перспективах развития отрасли ГПЗ в России UpackUnion рассказал генеральный директор «РУСТАРК» Роман Козырев.
UpackUnion: Роман Сергеевич, завершается сезон сбора урожая. По прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ в 2023 году планируется собрать 135 млн. тонн зерна. Какой план по переработке зерна стоит у компании «РУСТАРК»?
«РУСТАРК» увеличивает в этом году свою переработку в полтора раза. Конечно, с точки зрения 135 млн тонн зерна цифры, может быть, не совсем сопоставимые, но до 200 тыс. тонн по году мы дойдем в 2024-м.
Надо понимать, что мы перерабатываем кукурузу, а 135 млн – это общий сбор зерна: и пшеница, и ячмень, и кукуруза. Кукурузы в России собирается в среднем 15 млн тонн, а перерабатывается – максимум 10%.
UpackUnion: Сколько человек работают в компании «РУСТАРК»?
552, но мы очень активно растем, и я думаю, что через пару лет это число увеличится вдвое.
UpackUnion: Какие производственные мощности у предприятия на текущий момент? С какими показателями планируете закончить 2023 год?
По переработке кукурузы, как я и говорил, будет около 200 тыс. тонн по году. С этим показателем компания займет третье место по России. Сейчас активно идет инвестиционный процесс. Мы расширяемся и через два года будем первыми по объему переработки.
UpackUnion: Какой прирост планируете на 2024 год?
По отношению к сегодняшнему дню – плюс 50%.
UpackUnion: Расскажите о продуктовом портфеле «РУСТАРК». Что сегодня компания готова предложить рынку, в частности целлюлозно-бумажной промышленности?
В основном компания сосредоточена на выпуске пищевых ингредиентов. Для целлюлозно-бумажной промышленности пока предлагаем только нативный крахмал, но он имеет повышенное качество и стабильность.
На одной из наших площадок в особой экономической зоне «Липецк» идет строительство производства по выпуску катионных крахмалов широкого профиля с высокой степенью замещения, то есть то, что сейчас не производится, и пока никем не планируется.
Какие разработки сейчас ведутся учеными «РУСТАРК»? Ведутся ли разработки новых видов крахмалов, в частности для ЦБП?
Да, у нас ведутся разработки новых видов продукции, но так сложилось, что в области пищевых ингредиентов. То есть целлюлозно-бумажная промышленность достаточно консервативная, и технологии уже отработаны. Поэтому то, что мы собираемся сделать по катионным крахмалам и биополимерам, будет более чем достаточно для ЦБП.
На новой производственной площадке в Липецке будет вестись разработка карбоксинетилированных крахмалов, которые тоже частично используются в ЦБП.
UpackUnion: «РУСТАРК» производит крахмал с улучшенными качественными параметрами. Расскажите, в чем они заключаются?
Основное требование всех производителей ЦБП, особенно тех, кто делает гофрокартон – стабильность качества. То есть ГОСТовские нормативы дают определенный широкий диапазон параметров, а мы эти параметры сужаем и даем гарантированно стабильное качество.
Один раз настроив клеевую машину и работая с крахмалом от «РУСТАРК», не нужно ее перестраивать под каждую партию. Можно быть уверенным в том, что от партии к партии качество будет стабильным.
UpackUnion: Расскажите о географии продаж. Сколько отправляете на экспорт, в какие страны?
На экспорт «РУСТАРК» отправляет порядка 15% продукции. В 2021 году был пик экспортного разнообразия. Это была 41 страна мира, куда компания поставляла продукцию: от Тайваня до США. В 2022 году, с учетом санкционной и внешней сложной политической ситуации, рынки чуть-чуть
сместились, однако все равно появились новые.
Большую часть продуктовой линейки отправляем в страны СНГ. Пищевая продукция «РУСТАРК» экспортируется в Европу, нативные крахмалы – в страны MENA (Северная Африка, Ближний Восток).
UpackUnion: Роман Сергеевич, как мы уже убедились, «РУСТАРК» обладает амбициозными планами по развитию. В арсенале ряд крупных проектов. Расскажите о них подробнее.
В первую очередь, развиваем главную площадку в поселке Красносельский Гулькевического района Краснодарского края. Здесь в планах довести объем переработки кукурузы за два года до 1,2 тыс. тонн в сутки. Это будет первый по объему переработки кукурузы завод в стране, где в основном будем производить пищевые добавки, ингредиенты, ранее не производимые, модифицированные крахмалы, мальтодекстрины и специальные виды крахмалов именно пищевого назначения.
Также расширим производство нативного крахмала на новых мощностях и, соответственно, этот нативный крахмал будет востребован предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности.
В стадии развития еще две площадки. На одной идет строительство, на другой – проектирование. Речь о промышленном парке «Армавир» и особой экономической зоне «Липецк».
В Липецке будут производить, как я уже говорил, катионные крахмалы и биополимеры, а в Армавире – органические кислоты (лимонная кислота, молочная кислота, ксантановая камедь и определенные пищевые ферментные препараты).
UpackUnion: Какой экономический эффект ожидаете от нового производства лимонной кислоты?
Безусловно, позитивный. Проект капиталоемкий – более 20 млрд рублей в него заложено. И это только первая очередь. Ожидаемый срок окупаемости проекта составит порядка пяти лет. На данный момент лимонная кислота в России не производится, а только импортируется, при этом спрос на ее потребление высокий.
UpackUnion: Какую поддержку предприятию оказывает государство в реализации новых проектов?
В целом, косвенная поддержка идет через определенные инфраструктурные объекты, которые строятся за счет федерального бюджета в самом промпарке «Армавир». Соответственно, нам не нужно их строить под себя. В промышленном парке компания «РУСТАРК» является якорным резидентом, но там еще порядка десяти других производств. Проект попадает под действие нескольких льготных федеральных программ. Например, о субсидировании части процентной ставки по инвесткредитам для предприятий глубокой переработки зерна. Это дает нам возможность получать инвестиционный кредит по сниженной ставке. Ранее она составляла пять процентов, сейчас, когда ключевая ставка повысилась, будет семь-семь с половиной процентов. Тем не менее, это существенно меньше, чем
размер коммерческой ставки, что позволяет нам гораздо больше собственных средств инвестировать, а не отдавать на процентные ставки. Также новые проекты попадают еще под ряд постановлений, в том числе возмещение части капитальных затрат, но для этого это надо сначала построить и сдать.
UpackUnion: Расскажите о создании научно-исследовательского центра в Сколково? Каким он будет, и какая работа в нем запланирована?
В Сколково «РУСТАРК» строит свой собственный научный исследовательский центр и пилотное производство. Он будет полностью посвящен биотехнологическим процессам. Там разместятся лаборатории и производства, на которых планируем масштабировать собственные разработки и технологии.
Для ЦБП там, наверное, не так много будет представлено. В основном там, конечно, будет пищевая сторона вопроса и биохимическая. Крахмал как природный биополимер позволяет производить из него огромное количество веществ, в том числе заменители ряда синтетических тканей, таких как бионейлон, биоакрил, суперабсорбенты. Задача заключается в том, чтобы с течением времени заместить использование минерального сырья на возобновляемое. Для этого необходимо создать такие технологии и материалы, которые действительно работают. Вот этим и будут заниматься в Сколково.
UpackUnion: В Университете ИТМО в Санкт-Петербурге есть специализированный курс «Поток «РУСТАРК». Каких специалистов здесь готовят? Как выстраивается работа с предприятием в рамках этого курса?
На курсе по магистерской программе готовят специалистов для работы на биотехнологических предприятиях и в исследовательском центре «РУСТАРК». Конкурс при поступлении составлял три человека на место. Было подано 24 заявки. В результате приняли решение расширить поток с восьми человек до 12. Среди них есть студенты, которые уже обладают рядом патентов по определенным биотехнологиям. Мы очень рассчитываем на то, что «молодая кровь» даст просто экспоненциальный рост развитию биотехнологий в стране.
UpackUnion: Роман Сергеевич, в завершение интервью поделитесь своим экспертным мнением, какие тенденции у рынка глубокой переработки зерна сейчас прослеживаются?
Тенденция роста. Сейчас об этом все говорят, и это не потому что это стало модным, а потому что это реалии жизни. Россия за 20 лет прошла путь от тотального дефицита зерна к тому, что она стала первым в мире экспортером пшеницы. Более того, те урожаи, о которых мы с вами говорили в начале интервью – это не максимальные урожаи, они возможные. И, наверное, Россия – единственная страна в мире, которая может раза в два или три увеличить еще производительность. Как бы это фантастически не звучало, но это нужно куда-то использовать, потому что на данный момент
большую часть урожая Россия отправляет на экспорт, где он перерабатывается и потом частично возвращается в виде продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе импортируемых в нашу страну. Для примера, если бы мы отправляли нефть на экспорт, а импортировали бы высокооктановый бензин.
На данный момент порядка 2% зерна только подлежит глубокой переработке, поэтому эта ниша открыта. С учетом глобального роста населения, потребления продуктов питания однозначно будет расти спрос на
пищевые ингредиенты, которые можно производить из зерна, и на само зерно. Россия в данной ситуации имеет все шансы занять лидирующее положение на рынке глубокой переработки зерна.
И миссия «РУСТАРК» заключается в том, чтобы соединить науку и промышленное производство для того, чтобы производить качественные ингредиенты и кормить весь мир.