Легко ли вернуть деньги за товары, приобретённые со скидками на виртуальных распродажах?
«Скидки 70%!» – кричат яркие баннеры одних онлайн-магазинов, «Скидки до 90%», – вторят им другие. Правда, весь этот аттракцион неслыханной щедрости только 24 часа. В заключительный день января многие шопоголики, а также любители распродаж, ещё чувствующие силы после новогодних ажиотированных покупок, могли отвести душу: в стране проходил не обычный понедельник, а день недели с приставкой «кибер».
Такая акция – на деле масштабная онлайн-распродажа, в которой участвуют интернет-магазины и маркетплейсы. Традиционно её устраивают в последний понедельник января, когда снижаются продажи и необходимо опустошить склады для последующих новых поставок разных товаров. Для покупателей же это нередко вариант купить качественную вещь, да ещё и сэкономив при этом семейный бюджет.
– В последнее время редко выпадает возможность ходить по магазинам в поисках скидок на какие-либо вещи, поэтому часто жду онлайн-распродажи, где можно сделать заказы дешевле, чем обычно, – считает омичка Дарья. – Мне, например, не по карману было купить демисезонное пальто на ближайшую весну, а тут в киберпонедельник увидела в рассылке магазина, что на него хорошая скидка. Заказала, всё пришло без нареканий – вот и выгода.
Действительно, подобные акции на руку и покупателям, и продавцам, ведь даже при серьёзных скидках стоимость товаров, как правило, почти не опускается ниже себестоимости. А значит, судя по всему, в плюсе остаются обе стороны. Вот только при покупках на дистанции нужно следить и за качеством скидки, и за качеством вещей.
– Распродажа – это реализация какого-либо товара по сниженным ценам, это организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого является освобождение складских и торговых площадей для поступления нового товара, – уточняет в официальном ответе «Четвергу» руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Александр Крига. – Как правило, продажа товаров с уценкой проводится при наличии в товаре определённого недостатка, при этом информация о наличии недостатка в обязательном порядке должна доводиться до потребителя в полном объёме. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Законодательство Российской Федерации не содержит специальных норм в отношении товаров, купленных со скидкой, на распродажах или по подарочному сертификату, соответственно, гражданско-правовые отношения между продавцом и покупателем в части обмена или возврата купленного таким образом товара не изменяются.
Также, по словам специалиста, указанные способы продажи товаров являются исключительно рекламно-маркетинговыми мероприятиями продавца и не изменяют гражданско-правовые отношения между продавцом и потребителем в части обмена, возврата купленного таким образом товара.
– При дистанционном способе продажи товара продавец обязан довести до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, – уточняет Александр Крига. – В случае если такая информация продавцом не предоставлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом. В случае поступления претензии (жалобы) потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований. При несоблюдении продавцом прав потребителей, в соответствии со статьёй 17 Закона РФ, купивший товар в рамках распродажи может обратиться в суд для защиты своих прав. Таким образом, покупая товар по сниженным ценам, потребитель сохраняет все права, предусмотренные Законом о защите прав потребителей.
Немаловажно, что по закону у покупателя есть возможность обменять товар надлежащего качества, причём никаких исключений для товаров, приобретённых на распродажах, не делается. На них распространяются те же правила, что и на обычные товары. Следовательно, потребитель товара, приобретённого в рамках распродажи, вправе обменять его на аналогичный у продавца, у которого этот товар был приобретён, если это непродовольственный товар надлежащего качества и указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
– Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ, – добавляет специалист. – Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
При этом статья 25 Закона о защите прав потребителей предусматривает возможность ограничения такого права потребителя правовым актом Правительства Российской Федерации, утверждающим перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену. Перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.
Выходит, распродажа – это потенциальная палка о двух концах, на одном из которых экономия, на другом – вероятность приобрести лишнюю головную боль и растраченное время. Поэтому, несмотря на возможность вернуть деньги, к различным акциям всё же стоит относиться с большим вниманием, чтобы не пришлось вспоминать известную поговорку про платящего дважды.
Мария МЕДВЕДЕВА.
Кстати
Согласно ч. 1, 5 статьи 18 Закона РФ, потребитель в случае если в товаре, приобретённом на распродаже, обнаружены недостатки, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
– потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
– потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
– потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В силу статьи 19 Закона РФ потребитель вправе предъявить предусмотренные статьёй 18 Закона РФ требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.