«Меню» — авторское кино про кулинарный садизм с Рэйфом Файнсом, Аней Тейлор-Джой и Крисом Холтом. Всё как мы любим: сюжет на поверхности, но поразмышлять есть над чем.
Разномастные мажоры отправляются в элитный ресторан на острове чтобы получить гастрономический оргазм от высокой кухни. Но вряд ли затея выгорит — у местного шефа другие планы на вечер. Хотя пища, безусловно, будет.
Персонажи в «Меню» — собирательные образы. Безвкусный быдлан, которому лишь бы побыстрее снести тарелку. Наоборот, ресторанный критик, которая видит в пище больше, чем есть на самом деле. Пресытившиеся жизнью старики, которые через минуту забудут, что клали в рот с вилки. Обыватели, которые хотят быстрее запостить фотку. Выделяется только Марго, которой все равно — ее не интересуют ни блюда, ни концептуальность, а от всеобщего восхищения воротит.
Для большинства из героев еда — способ слить деньги, продемонстрировать мнимые знания, показать статус. И быстренько потребить.
В стенах заведения над бедолагами нависло жестокое божество — шеф-повар, для которого гости тоже всего лишь инструменты реализации «авторской» пищевой концепции. Им невдомек, что ресторан — западня, а происходящее обернется не в их пользу.
Кулинарный садизм в фильме двусторонний. Для шефа он кроется в бездумном потреблении шедевров на тарелке, для гостей — в обманутых ожиданиях: они заплатили, но не получили то, чего ожидали. На противоречии строится конструкция «Меню», куда накладываются разнородные режиссерские размышления и аллюзии.
По мере развития сюжета, который напряжен и весьма динамичен (а в один момент даже превращается в подобие «Королевской битвы»), интеллектуальное упражнение легко разгадывается. В полном спектре, так сказать, вкусов раскрывается сатирический подтекст, который режиссер и не пытается скрыть. Аллегории и метафоры с каждой минутой все очевиденее, а к финалу паззл складывается воедино под щелчок в голове: «да, я все правильно понял».
Для этого не приходится напрягаться — авторы тянут зрителя буквально за руку, время от времени балуя жестокостью, неожиданными поворотами, но всегда — абсолютным напряжением и зубодробительной игрой Рэйфа Файнса. «Меню» идеально сбалансировано: зрелище преподносится под интеллектуальным соусом, который без труда усваивается в организме.
Пища здесь, впрочем, бутафория. Подставьте что угодно и все равно получится язвительное высказывание о бездумном потреблении. Этого, видимо, и добивался Марк Майолд.