«Священный паук» — фильм, у которого отозвали прокатное удостоверение в России. И после просмотра становится понятно, почему друзья из Ирана настоятельно попросили его не показывать. Там, очевидно, фильм тоже вряд ли когда-нибудь увидят. Интересно, что ставил «Паука» Али Аббаси — швед с персидскими корнями. А съёмки проходили в Иордании.
В центре сюжета — история религиозного фанатика по кличке Паук, который взялся отчистить город Мешхед от девушек с низкой социальной ответственностью. Штука в том, что поиск убийцы преподносится с точки зрения журналистского расследования, которое ведёт женщина. А мы знаем, как в Иране относятся к женщинам. Ещё немаловажная деталь: кино основано на реальный событиях 2001-2002 годов и, стало быть, перед нами старый добрый true crime жанр.
Выдержан «Священный паук» достойно, и с художественной точки зрения к нему сложно придраться: он снят в лучших традициях триллера и детектива, а повествование, простите за клише, захватывает с первых минут: то ли реально интересно, то ли привлекает нетипичный колорит, который кроме как «ближневосточным нуаром» не назвать.
Остросоциальный аспект тоже немаловажен для автора, и понятно, за что у него болит душа. Сексизм, религиозный фундаментализм, возведённый в абсолют традиционализм во всех сферах жизни Аббаси препарирует с хирургической точностью, не шибко нагружая зрителя, работая тонко и ненавязчиво.
«Убийца «Священный паук» — прекрасно сделанное жанровое кино, где персидский колорит превращает историю в мрачную восточную сказку, а выпячивание национальных проблем, может быть, и заставит кого-то задуматься. Но, ещё раз повторю, опция эта необязательная.
И с ней, и без неё кино смотрится великолепно.
P.S. Зара Амир-Эбрахими — очень красивая актриса и большой молодец. И считаю так не я один: в прошлогодних Каннах с «Пауком» она забрала ветку за «Лучшую женскую роль».
P.P.S. А тем, кто хочет познакомиться со школой современного иранского кинематографа, отсылаю к Асгару Фархади и Аббасу Киаростами.