Был такой мультсериал «Дарья», и была в нём передача «Больной безумный мир». В таком мире, по сути, живёт главный герой нового фильма Ари Астера («Реинкарнация», «Солнцестояние») Бо Вассерман.
То ли он параноик, то ли шизоид, то ли просто флегматик, у которого главный страх в жизни, собственно, жить, а основная (вроде как) проблема — отношения с матерью. Это корень всех бед. Утверждать что-либо точно о «Страхах Бо» вряд ли представляется возможным — авторская конструкция из разряда интеллектуального кино, здесь не нужно перемалывать нарратив в слова, нужно просто посмотреть.
Если два первых фильма Ари Астера были сделаны как хорроры, пусть и нестандартные, то «Все страхи Бо» — кино совсем другого толка. Вряд ли режиссёр ставил себе цель напугать зрителя: скорее, стояла задача ввести его в состояние психологического дискомфорта, который по ходу трёхчасового (!!!) повествования только бы накалялся. Чем дальше в лес, в прямом и переносном смысле, тем сложнее воспринимать происходящее, которое, несмотря на всю «дичь», совсем не отпускает.
Психошизофреническая одиссея главного героя — путешествие по воспалённому сознанию, в котором смешались детские травмы, комплексы и обиды, среди которых личность Бо кажется забитым щеночком. Растерянное выражение лица, жалостливый взгляд, суетливые движения Хоакина Феникса будто гипнотизируют, вводят в транс, и оторваться, несмотря на местечковые отвращения, невозможно.
Калейдоскоп событий, пёстрых кадров, мнимых ситуаций и реальных героев сменяется будто бы на американских горках. Это не спринт, а марафон — собьёшься с темпа и тебе конец: типа, отвлечёшься, и за мысль происходящего уже ухватиться.
Астер, поделив сюжет на несколько негласных актов, водит зрителя за нос, загадывая интеллектуальные головоломки, ответы на которые невозможно получить сходу. Когда кажется, что разгадка близка, режиссёр лишь ухмыляется, переворачивая логику происходящего назло и нам, и главному герою. «Страхи Бо» — вещь в себе, сугубо авторский замысел, разгадывать который предлагается практически без подсказок (и не факт, что разгадать вообще возможно). Фильм часто сравнивают с «Думаю, как всё закончить», но если там финал буквально разжёвывал задумку, то здесь мы получаем от Астера как минимум фигу.
Впрочем, это справедливый исход для такой истории. Если бы после трёхчасовой эпопеи, агрессивного интеллектуального варева, щелчком пальцев всё это разрушилось примитивным тропом логического объяснения, то разочарования не миновать.
Чего не миновать ещё, так это зубодробительных ощущений от просмотра. И ощущения, что это кино — какое надо кино, НАСТОЯЩЕЕ КИНО.
Ари Астер постарался, и мы жмём ему руку.