15 февраля
Слово “сретение” означает встреча. На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить Ветхозаветный Закон. В притворе храма Святое Семейство встретили два ветхозаветных праведника — Симеон, названный Богоприимцем, и праведная Анна.
Симеон происходил из священнического рода. В молодости он участвовал в переводе Библии на греческий язык. Анна, которую народ почитал как Пророчицу, всю жизнь неотлучно находилась при храме.
В течение сорока дней после Рождества Христова Дева Мария жила в Вифлееме, в доме Саломии, Своей родственницы, дочери Иосифа Обручника от его первого брака. Так как Евангелие еще не было возвещено миру, то Дева Мария строго исполняла все законы и предписания Ветхого Завета.
По Закону Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм. Если это был первенец, то за него полагался символический выкуп. (Первенцев мужского пола посвящали Богу). Впоследствии старший сын должен был исполнять какие-либо работы для храма. По установленному обычаю, приносилась жертва как выкуп за первенца. Для бедных жертва заключалась в покупке двух голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Только после очистительной молитвы в притворе храма мать могла посещать богослужение.
Описание этого события изложено в Евангелии от Луки и святоотеческих источниках первых веков. Как все это происходило?
Дева Мария с Младенцем на руках в сопровождении праведного Иосифа идет в Иерусалим. Матерь Божия, святостью Своей превосходящая Серафимов, Нерукотворный Храм Божий, повинуясь Закону, идет в Иерусалимский храм, чтобы принять обряд очищения. Та, перед Которой склоняются Ангелы, склоняет главу Свою под благословение священника. Мария и Иосиф приносят искупительную жертву за Того, Кто присутствием Своим освящает храм и Святое Святых, Кто станет жертвой за грехи всего мира. Как царь, переодевшись нищим, осматривает свои владения, так Владыка храма, в образе сорокадневного Младенца, входит в Свой дом. Эту тайну знают только Ангелы Хранители и двое святых — Симеон и Анна. Также посвящен в эту тайну первосвященник (старший священник чреды) Захария, отец пророка Иоанна Предтечи. Старец Иосиф держит в своих руках клетку с двумя горлицами — жертву за Иисуса, которых затем выпустили на волю. Это пророчество о том, что Иисус Своей Голгофской жертвой освободит души людей из темницы ада, даст им свободу и Свой вечный небесный покой.
В Иерусалимском храме Ветхий Завет в лице Симеона Богоприимца и Анны пророчицы встретился с Новым Заветом, Младенцем Иисусом, лежащим на руках Пречистой Девы.
Святой Симеон Богоприимец, переводя Книгу пророка Исаии, решил вместо слов “Дева родит Сына” (см.: Ис. 7, 14) — написать: “Молодая женщина родит сына”,— но был остановлен Ангелом, который возвестил Симеону, что тот не умрет, пока не увидит воочию исполнение пророчества. Прошли десятилетия. Три раза старец встретил рубеж веков, но смерть как будто забыла о Симеоне. В Иерусалиме деды рассказывали внукам, что еще их отцы и деды видели в детстве своем праведного Симеона, который неизменно каждую субботу приходил на молитву в храм. Старец был живой летописью Израиля.
Встретив Марию в Иерусалимском храме, Симеон взял на руки Иисуса и благословил Бога. Пророчество исполнилось. Время отшествия старца из земной жизни приблизилось. Он произнес слова вдохновенной молитвы: “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, – свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля”. Эту молитву Церковь поет ежедневно на вечернем богослужении. Затем Симеон, обратившись к Божией Матери, пророчески сказал, что Ее сердце пронзит меч скорби. Кто больше любит, тот больше страдает. В Иерусалимском храме Она впервые пережила Свою Голгофу. В словах Пророка Она узрела то, что ожидает Ее Сына. Уже в то время царь Ирод подозревал, что его обман раскрыт и волхвы не вернутся в Иерусалим. В царском дворце обсуждались планы, как найти и умертвить Новорожденного, Царя Иисуса. Престарелый и больной Ирод решил приготовить себе погребальную тризну — умертвить всех Вифлеемских младенцев. По преданию, Симеон Богоприимец был убит у стен храма воинами Ирода, которые допрашивали его, желая узнать, где находится Иисус.
В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошел в него. Закрываются последние пророческие Книги. Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звезды — краса ночного небосвода — в лучах восходящего солнца. Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей Земле христианские общины.
После принесения жертвы Святое Семейство возвратилось в Вифлеем. У южных ворот Иерусалима, за городской стеной, высился, как мрачная каменная глыба, дворец Ирода. Узкие, как щели, окна башен были похожи на глаза змей, которые неподвижным, пристальным взглядом смотрели на дорогу. Дева Мария хранила глубокое молчание, прижав Младенца к Своей груди. Так при виде зловещей черной тучи спешат с дороги уставшие путники, чтобы скорее достигнуть пристанища и найти себе укрытие от надвигающейся грозы.
В статье использованы фрагменты из книги архимандрита Рафаила (Карелина) “Путь Христианина”. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 2006 г.