Программное содержание:
познакомить со способом рисования «тычком»;
- закрепить умение детей пользоваться печатками;
- развивать творчество;
- воспитывать усидчивость, любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал:
- большой паук на столе (вырезанный из бумаги, накрытый тканью);
- гуашь;
- лист тонированной бумаги А4 (голубого или зелёного цвета);
- ватные палочки, печатки-листочки, влажны салфетки.
Предварительная работа:
- тонирование бумаги, рисование паутинки пальчиком;
- чтение художественных произведений про паучков.
Ход занятия
Дети заходят в группу. Звучит аудиозапись «Деревенский ветер» из сборника «Классическая музыка и звуки природы для детей».
Воспитатель (В.). Ребята, какой приятный дует ветерок! Ой, кто-то нас зовёт! (Воспитатель показывает ребятам Листочек, который летит на паутинке (ниточке).
Листочек. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуйте!
В. Ребята, а знаете вы, на чём наш Листочек прилетел? (На ниточке). Правильно, он прилетел на тоненькой ниточке, которая называется паутинка. Наш Листочек давно хотел полетать и посмотреть на землю с высоты птичьего полёта. И мечта его исполнилась. У него есть очень хороший друг, который помог осуществить его мечту.
— Листочек, а кто он, если не секрет? (Листочек шепчет воспитателю на ухо.)
— Листочек мне сказал, что, если вы отгадаете загадку, то он позовёт своего друга, согласны? (Да, согласны.)
Восемь лапок, восемь глаз —
Из угла гляжу на вас.
Для жужжащих на лету
Сеть надёжную плету.
Паутина легче пуха,
Но крепка – спасенья нет.
Попадись комар иль муха –
Угодите на обед.
Дергунова Т.
Воспитатель снимает со стола ткань, там бумажный паук.
В. Дети кто это? (Это паук.). Он устал нас ждать и уснул. Давайте не будем его будить. А пока он спит, давайте его поближе рассмотрим. Какой он по размеру? (Он большой.)
В. Посмотрите, у нас есть туловище, голова, руки, ноги. Кто назовёт, что есть у паучка? (Туловище, голова, лапки.)
— Какое туловище и голова по форме? (Круглые.)
— Какая голова по размеру? (Она маленькая.)
— Какое туловище по размеру? (Оно большое.)
— Где у паучка левая сторона?
— Где у паучка правая сторона?
— Сколько у паучка лапок с левой стороны? (4)
— Сколько с правой стороны? (4)
— С какой стороны лапок больше? (Поровну.)
— Что может делать паучок? (Плести паутину, летать на паутине, ловить мух.)
В. А ещё он любит, когда много друзей, а этот паучок одинокий. Давайте ему поможем и нарисуем друзей-паучков. (Дети соглашаются.)
В. А мы с вами друзья? (Да!) Очень крепко спит наш пучок. Пусть спит, а мы пойдём рисовать ему друзей.
(Дети подходят к мольберту. На мольберте висит нарисованный белой гуашью образец паутины, а рядом тонированный лист бумаги.
— Что плетёт паучок? (Паутину.)
— Какого цвета паутина? (Она белого цвета.)
Давайте вспомним, чем мы на прошлом занятии рисовали паутину? (Пальчиком.)
В. А сегодня мы будем рисовать паутину ватной палочкой. Берём ватную палочку, набираем белую краску, из верхнего левого угла рисуем ниточку в правый нижний угол тычком (прикладываем — отнимаем). Вот так. Из верхнего правого угла рисуем ниточку в нижний левый угол. От середины левой стороны листа к середине правой стороны листа. И с середины верхней части листа опускаем ниточку к середине нижней части листа.
(Воспитатель предлагает нескольким детям попробовать рисовать ватной палочкой на тонированном листе бумаги.) Это получилась основа паутины. А как дальше паук плетёт свою паутину? (По кругу.) Верно! Вы уже поняли, как это можно сделать.
— каким цветом вы хотите нарисовать паучка? (Ответы детей.)
— Покажите свой большой пальчик? Им мы будем рисовать туловище. Вот так! (образец воспитателя).
В. А теперь нам надо нарисовать что? (Голову.)
— Правильно. Каким пальчиком будем рисовать? (Дети показывают указательный палец.)
— Лапки мы будем рисовать ватными палочками как кисточкой. Вот и получился паучок на паутине. А теперь, что бы пальчики нас слушались, когда мы будем рисовать, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки).
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движение – дождик).
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по коленям).
Паучка на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит).
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале).
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове).
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
В. Теперь наши ловкие пальчики будут рисовать паучку друзей.
Дети садятся, рисуют под музыку. Кто быстрее справится, можно предложить штампиком-листочком изобразить листья на паутине.
По окончании работы дети вытирают руки влажными салфетками.
Итог занятия.
Паучок, паучок,
Уж вставать пора, дружок,
Глазки быстро открывай,
Да друзей своих встречай!
Воспитатель кладёт на силуэт паука «открытые глазки». Дети раскладывают перед паучком свои рисунки.
Ребята, расскажите паучку и Листику что мы сегодня рисовали? (Друзей для паучка.)
В. Чем мы рисовали паутину? (Ватной палочкой.)
В. Каким способом мы рисовали ватной палочкой? (Тычком.)
В. Чем мы рисовали паучка? (Пальчиками.)
В. Паучок, ты рад своим новым друзьям? (Благодарит от Паучка детей.)
В. Давайте, ребята, скажем спасибо Листику за то, что он познакомил нас с Паучком. Листик отправляется в путешествие. (Все прощаются с ним). До свидания! А Паучок пока останется в группе. Ему очень понравилось у нас.
В. хвалит детей за аккуратные работы, которые с «Паучком» располагаются на выставке.