Найти тему

Нулевой километр Западно-Уральской ЖД.

ст. Калино СвЖД.
ст. Калино СвЖД.

Начну с того, что мечта побывать на ст. Калино, откуда и начинается Западно-Уральская ЖД была у меня давно, но всегда что- то мешало, да и сделать это сейчас задача не из легких потому как прямого железнодорожного сообщения на всем протяжении дороги нет, на двух участках от Бердяуша до Михайловского завода и от Дружинино до Кузина нет ни пассажирских не пригородных поездов, но в феврале прошлого 2023 года, все сложилось так, что удалость воплотить в реальность давнюю мечту. А вот написать статью об этой поездке все как то не получалось. Вообще 2023 год у меня был богат на кардинальные перемены)))

Из всех вариантов маршрута, выбрали самый оптимальный, добраться из Челябинска до Екатеринбурга на машине, а далее на электричке до Кузино с пересадкой по Кузино в фирменный пригородный поезд "Западный Урал", до станции Калино и дальше на "Ласточках" побывать в Чусовском и Перми, а из Перми ночным поездом( использовав его как гостиницу на колесах) вернутся в Екатеринбург.
тепловоз 2ТЭ116 с пригородным поездом.
тепловоз 2ТЭ116 с пригородным поездом.

Февральское субботнее утро, вполне комфортная погода и мы готовимся к посадке на фирменный пригородный поезд "Западный Урал", под тепловозной тягой. Поговаривают что в советском союзе были планы по полной электрификации данного участка и даже, по некоторым сведениям были установлены столбы под контактную подвеску до ст. Лысьва, но этим дело и закончилось. Если у кого из читателей есть информация на данную тему пишите в комментарии к статье!

перед посадкой в вагон.
перед посадкой в вагон.

Дорога расположена в меридиональном направлении, поэтому на данный момент транзитное грузовое сообщение полностью отсутствует, по крайней мере у меня другой информации нет. Единственный сборный грузовой поезд нам удалось встретить на ст. Кын СвЖД. Крайний раз, в этих местах я бывал лет 10 назад и тогда на подъездных путях станций было много полувагонов груженых лесом, но сейчас похоже лесозаготовители стали использовать автомобильный транспорт...

Удивительно но факт, в прошлом 2023 году по Западно-Уральской, на участке от ст. Кузино, до ст. Калино измененным маршрутом несколько раз проследовал пассажирский поезд "Екатеринбург-Соликамск", который обычно ходит через Нижний Тагил, но вот купить на него билеты, например до ст. Кузино или ст. Кын, было невозможно, а в конечный пункт своего прибывания, он приходил точно по своему расписанию.
тупик для погрузки леса.
тупик для погрузки леса.

За разговорами и кофе мы незаметно доехали до ст. Кын, количество пассажиров в вагоне заметно прибавилось...

информационная табличка на ст.Кын.
информационная табличка на ст.Кын.

Здесь происходит скрещение с пригородным поездом, который следует в сторону ст. Кузино.

пригородные поезда на ст.Кын.
пригородные поезда на ст.Кын.

Так-же, еще до отправления пригородного поезда в сторону ст.Кузино проследовал грузовой состав, именно тот сборный поезд о котором я писал выше. Ни для кого не секрет, что пассажирские поезда на железной дороге ходят по расписанию, на железнодорожном языке это называется "нитка поезда" , но и грузовые составы, то-же имеют свое расписание, то есть "нить" по которому ходят либо ежедневно, а на малодеятельных участках, таких как Западно-Уральская, могут ходить вообще несколько раз в неделю ( например на участке от Бердяуша до Нязепетровска, ввиду очень низкого грузопотока сборные поезда ходили всего два(!) раза в неделю, по вторникам и пятницам обычно под маневровым тепловозом ЧМЭЗ). По той информации ,что есть у меня этот график в 2024 году не выдерживается...

Тепловоз 2ТЭ116 со сборным поездом.
Тепловоз 2ТЭ116 со сборным поездом.

Так проведя практически весь день в вагоне, мы добрались до конечного пункта нашего путешествия, а именно до ст. Калино. Здесь Западно-Уральская стыкуется с построенной в 1878 году Уральской горно-заводской железной дорогой.

Кстати читать исторические документы иногда не только интересно, но и полезно! Западно-Уральской ЖД, сейчас принято считать участок дорог между станциями Калино-Кузино-Дружинино-Бердяуш, а датой открытия движение по ней 1916 год. Но 20-километровую железную дорогу от ст. Калино, до нынешнего города Лысьва построили в 1901 году! Станция Лысьвенская после сдачи железнодорожной ветки к г. Лысьва, стала узловым пунктом. Такое сходство в названии вызывало путаницу и в 1913 году ст. Лысьвенская была переименована в ст. Калино (Каля – сокращенная разговорная форма русских имен: Калинник, Каллистрат, Каллист); возможна связь названия с дохристианским коми именем Каля, которое в переводе означает «Чайка».
здесь можно спастись от зимних ветров.
здесь можно спастись от зимних ветров.

Мы вышли на станции ,а наш пригородный поезд поехал дальше, до своего конечного пункта ст. Чусовская. До сих пор в голове какое-то непонятное чувство, что не так с этой станцией???? Наверное расположение сломало мой мозг, ведь на Калино нет здания вокзала, как мы его представляем, где с одной точки можно уехать в разные направления, собственно сама билетная касса есть , а вот привычного всем здания вокзала нет, пригородный поезд идущий со стороны Кузино останавливается в одном месте, а электрички из Перми в другом. И самое главное по ст. Калино не останавливается ни один ПДС!!!

расписание движения пригородных поездов.
расписание движения пригородных поездов.

Стоит отдать должное пермской пригородной компании, да и наверно губернатору и правительству Пермского края, за то что они не только не сократили железнодорожные пригородные перевозки, но и увеличили их частоту! Жители моей родной Челябинской области, нервно курят в стороне, хотя летом этого года после белее чем 10-летнего перерыва (а именно с сентября 2012 года), на Западно-Уральской вновь запущен пригородный поезд сообщением Челябинск-Бакал). Теперь на дороге осталось два "непроходимых" участка, самый длинный (почти 190 километров) это от ст. Бердяуш до ст. Михайловский завод и между двумя узловыми станциями Дружинино и Кузино.

"нулевой километр"
"нулевой километр"
А вот собственно и то фото, ради которого была совершена эта поездка выходного дня..

Побывать в Пермском крае и не позволить себе удовольствие прокатиться на "Ласточке" мы просто не могли, тем более что обратный путь в Екатеринбург у нас лежал поездом через Пермь, который отправлялся поздно вечером, поэтому чтобы скоротать время мы взяли два билета один до ст. Чусовская , а второй в обратном направлении до ст. Пермь

ласточка на ст. Чусовская.
ласточка на ст. Чусовская.

Мечта сбылась! Не претендую на роль хорошего писателя, но думаю для фанатов малодеятельных линий в целом, и Западно-Уральской ЖД в частности, она заинтересует .Вот такую поездку мы совершили с товарищем в прошлом году. Больше информации и фотографий о жизни Западно-Уральской ЖД в нашем одноименном канале в социальной сети ВК, а так-же на Одноклассниках. Спасибо всем тем, кто дочитал до конца!