Состязания ладиаторов Древнего Рима — это само определение кровавого спорта. Они переносят нас в более варварские времена, когда толпы приветствовали жестокую смерть на арене.
Но были ли гладиаторские бои действительно смертельными поединками? Ответ не так прост, как мы думаем. Да, убийства были частью игр, но это было скорее исключение, чем правило.
Основной целью игр было развлечение. Толпы были увлечены играми на долгое время. Они приветствовали своих героев на арене, так зачем же им желать их смерти?
По данным детального изучения гладиаторских игр, девять из десяти гладиаторов выжили в бою. Это было дорогостоящее дело, и ни владельцы, ни организаторы не хотели, чтобы их бойцы погибли. Давайте рассмотрим пять малоизвестных фактов о сложном мире гладиаторов.
Гладиаторами не всегда были преступники и военнопленные, присоединялись и свободные римские граждане
Гладиаторские бои начались как погребальный ритуал около 300 г. до н.э. Во время первых игр римляне выбирали каторжников и стравливали их друг с другом.
Вместо того, чтобы быть смертельным поединком для самых закоренелых преступников, состязания со временем становились все более изощренными. На арену выставляли военнопленных и дезертиров из римских вспомогательных войск, давая им шанс добиться свободы.
Но не только преступники и военнопленные присоединялись к школам гладиаторов; В боях гладиаторов принимали участие и свободные римские граждане.
Вы можете задаться вопросом, почему человек должен отказываться от своей свободы ради жизни в рабстве? Не все свободные римские граждане жили в роскошных виллах, облачаясь в тоги и устраивая пышные вечеринки. Многие из них были обременены огромными долгами и бедностью. Они искали выход, и какой лучший способ сделать это, чем поступить в школу гладиаторов?
Вопреки распространенному мнению, римляне не относились к гладиаторам как к обычным преступникам, обреченным умереть от меча или от рук голодного льва. Гладиатор был профессией. За победы им щедро платили, а также они могли делать ставки на другие соревнования. К гладиаторам относились как к рок-звездам, и их приглашали на открытия магазинов. Римский гражданин, погрязший в долгах, видел в этом выход из бедности и законный способ прокормить свою семью. Это была работа с высоким риском и высоким вознаграждением, за которую многие были готовы взяться.
Хотя такие фильмы, как Гладиатор (2000) и Спартак (1960), изображают только осужденных, вынужденных стать гладиаторами, реальность была иной. В школы подготовки гладиаторов записывалось довольно много граждан, осужденных и военнопленных. В редких случаях в гладиаторских боях принимали участие и представители римской знати, самым известным примером которых является римский император Коммод.
Девять из десяти гладиаторов выживали в бою
Голливуд популяризировал гладиаторские бои как кровавый вид спорта на выживание, основанный на принципах «сделай или умри». Однако эти изображения преувеличены. Гладиаторы были здесь для того, чтобы устраивать шоу и развлекать людей, а не для того, чтобы умереть на ринге. На самом деле они представляли собой гибрид действующего бойца UFC и артиста на сцене. Их успех зависел от повторных выступлений, и труппы гладиаторов ездили из города в город. Мы должны помнить, что представления древних людей о развлечениях не были такими же, как наши. Однако это не означает, что они были просто заинтересованы в публичной резне.
Там была смерть и кровь, в этом нет никаких сомнений. Но не так, как Ридли Скотт изобразил это в «Гладиаторе». Девять из десяти гладиаторов выжили в изнурительном поединке. Было множество игр, и смертельные матчи не были нормой.
При этом гладиаторы были рабами, чья жизнь зависела от милости других. Если бы римские сенаторы пожелали, они могли бы заплатить большую сумму денег, чтобы посмотреть, как два гладиатора сражаются насмерть, но это было скорее исключением, чем правилом.
Большинство состязаний представляли собой бой двух гладиаторов или постановочную охотничью игру. Представление, которое они устроили, понравилось публике больше, чем смерть на арене. Обучение гладиаторов обходилось дорого, и если гладиатор погибал в бою, намеренно или случайно, спонсор боя был обязан выплатить компенсацию владельцу гладиатора. Иногда спонсору приходилось также нести расходы на похороны гладиатора.
Это показывает, что римское общество ценило гладиаторов прежде всего за зрелище, и живыми они были более полезны, чем мертвыми. Смертельные бои случались, но это не был предпочтительный исход.
Не все гладиаторы приняли свободу, многие предпочитали жить и умереть на арене
Жизнь гладиатора в римском обществе была билетом на свободу. Можно было получить отпущение всех своих грехов и дерзости предать однополчан. Они давали возможность разорвать цепи бедности и расплатиться с долгами. Гладиаторы также могли купить свою свободу, если бы заработали достаточно денег, сражаясь и делая ставки на другие состязания.
Однако некоторые гладиаторы не были заинтересованы в свободе. Это может показаться шокирующим, но Фламма, сирийский гладиатор, отказавшийся от свободы, был одним из таких примеров. У него было много возможностей купить свободу, и его также освободили как свободного человека, но он каждый раз отказывался, предпочитая жизнь в рабстве.
Вы можете задаться вопросом, почему мужчина отказывается от свободы?
Жизнь за пределами ринга не всегда была гламурной. У многих гладиаторов не было дома, куда можно было бы вернуться. Получить постоянную работу и жить одинокой жизнью их не привлекало. За пределами арены к гладиаторам относились как к рок-звездам, и им хорошо платили.
Фламма — единственный зарегистрированный гладиатор, отрицавший свободу, но если свободные граждане активно посещали гладиаторские школы, возможно, многие опытные гладиаторы предпочитали оставаться на арене.
Гладиаторские бои были задуманы как зрелище, а не смертельный бой.
Рассел Кроу кричит: «Вам не весело?» в фильме «Гладиатор» после того, как зарубил человека на арене, исказил наше представление о гладиаторских боях. Мы думаем о гладиаторских боях как о кровавом спорте, где последний выживет. Но, как я упоминал в предыдущем разделе, девять из десяти гладиаторов выжили в играх.
Это потому, что основной целью игр было развлечение аудитории. Существовали сложные люки, которые использовались для выпуска животных и во время охоты. Там были нарисованные декорации, и на этих декорациях организаторы представляли гладиаторов через лифты. Это похоже на драматическое выступление рок-звезды или кинозвезды сегодня. Римляне создавали игры, чтобы вызывать острые ощущения и напряжение. Считайте это чем-то средним между бродвейским шоу и боем UFC. Успех организаторов зависел от того, как держать болельщиков в напряжении.
Во время игр выступали музыканты, что добавляло зрелищности состязаниям гладиаторов.
Организаторы тщательно подобрали гладиаторов в пары, чтобы обеспечить зрелищные бои. Вы бы заплатили, чтобы увидеть, как легенды UFC, такие как Андерсон Сильва или Джордж Сен-Пьер, нокаутируют случайного уличного бандита? Думаю, нет. Точно так же гладиаторы в Древнем Риме подбирались в зависимости от уровня их опыта. Чтобы сохранить интерес, противоположные стили были сопоставлены друг с другом. Ловкий, легкобронированный, быстро движущийся гладиатор с мечом будет противостоять здоровенному человеку с трезубцем и сетью. Толпа развлекалась, когда здоровяк пытался поймать своего быстрого противника.
Иногда в играх участвовали женщины, сражающиеся или охотящиеся, что еще больше усиливало любопытство толпы.
Были женщины-гладиаторы, но их считали аморальными и в конечном итоге запретили
На арене сражались не только мужчины. Женщины также принимали участие в состязаниях гладиаторов. Поскольку они не ожидали, что женщины будут сражаться в римском обществе, ценность их бренда была скорее новинкой.
Римляне считали женщин-гладиаторов экзотикой, и существует мало рассказов или произведений искусства об их жизни и подвигах. Школ подготовки женщин-гладиаторов не было, поэтому они, скорее всего, учились у частных репетиторов. Женщину, выступавшую на арене, называли гладиаторшей (множественное число гладиаторов), а не гладиатором.
Императоры Нерон и Домициан устраивали гладиаторские бои с участием женщин-гладиаторов. Ювенал, римский автор, описывает Мевию, гладиатора, которая убивала кабанов на арене копьем, обнажая грудь. Во времена правления Домициана двух женщин-бойцов на арене прозвали амазонками.
Пока женщины выходили на арену, римское общество ставило под сомнение их статус и мораль. Кассий Дион, один из самых известных римских историков, упоминает, что женщины-гладиаторы, которых использовал император Тиберий, были из низших классов римского общества. Ювенал описывает женщин с высоким статусом, принявших участие в играх, как «богатых женщин, потерявших всякое чувство достоинств и обязанностей своего пола». Те, кто спонсировал женщин-бойцов, относились к этому негативно, поскольку они подрывали римские социальные ценности и традиции.
Участие женщин в спортивных соревнованиях в Греции произвело впечатление на римского императора Септимуса Севера. Под влиянием греков он хотел сделать состязания женщин-гладиаторов массовым мероприятием. Но он был встречен крайними протестами и свистом. Это настолько разозлило императора, что в 200 г. н.э. он запретил участие женщин в играх.
____________________
Жизнь гладиаторов в Древнем Риме сильно отличалась от наших представлений о них. Гладиаторские бои были настолько распространены в римской жизни, что оставили о них меньше записей, чем обширные архивы об управлении, знати и римских кампаниях. Захоронения гладиаторов, тренировочные площадки и находки артефактов дали нам более четкое представление о жизни гладиаторов.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, ставьте 👍 и подписывайтесь на наш ДЗЕН.