С точки зрения авиационной безопасности начало года было не очень удачным: столкновение в токийском аэропорту Ханэда и вылетевшая в полете дверь-заглушка самолета В737 Max 9 Alaska Airlines попали в заголовки газет с разницей в несколько дней. И после этого еще четыре катастрофы со смертельным исходом с участием региональных и деловых самолетов.
Компания Boeing, производитель В737, оказалась под пристальным вниманием после того, как выяснилось, что произошедшее с заглушкой имело место из-за производственных проблем, и теперь некоторые путешественники предпочитают избегать бронирования рейсов на самолетах Max 9.
Понятно, что беспокойство по поводу перелетов достигает максимума, но есть ли повод для беспокойства?
«Я не думаю, что следует волноваться», — говорит Geoffrey Thomas, эксперт по авиационной безопасности и главный редактор журнала Airline Ratings, который публикует ежегодный список самых безопасных авиакомпаний.
«Конечно, у Boeing были некоторые производственные проблемы, над которыми они работают, и это не очень хорошо. Но суть в том, что сейчас имеет место так много проверок, что я не думаю, что кого-то это должно волновать.
«Я бы без колебаний сел на борт самолета Boeing». Geoffrey Thomas добавляет, что у В737 по-прежнему лучшие показатели безопасности, чем у В747.
«И никто никогда не усомнится в том, чтобы сесть на борт В747», — говорит он. «Одна из особенностей авиации заключается в том, что производители и авиакомпании учатся на своих ошибках и внедряют системы, гарантирующие не повторение их снова. По статистике, со временем полеты становятся все безопаснее, безопаснее и безопаснее».
В недавнем анализе агентство Airline Ratings назвала самолеты, которые можно считать наиболее безопасными для полетов, поскольку на них никогда не происходило происшествий со смертельным исходом.
Среди них — B787 и В777-300ER, а также A220, A320neo и A380.
Список самых безопасных авиакомпаний мира возглавляют Air New Zealand, Qantas, Virgin Australia, Etihad Airways, Emirates, Qatar Airways, All Nippon Airways, Finnair и Cathay Pacific.
Безопаснее, чем автомобиль
«Авиация — самый безопасный вид транспорта», — говорит Anthony Brickhouse, профессор авиационной безопасности в Университете аэронавтики Эмбри-Риддл во Флориде.
«Если вы посмотрите на цифры, вы больше рискуете попасть в аварию по дороге в аэропорт, чем при полете на высоте 11 тыс. метров. Я говорю людям: если вы успеете на рейс, самая опасная часть дня останется позади».
Пассажирам, добавляет Anthony Brickhouse, следует уделять меньше внимания тому, на каком именно самолете они летят, и сосредоточиться на вещах, которые они могут контролировать, например, на своей личной безопасности при посадке на борт.
«Например, обращать внимание на инструктаж по технике безопасности и знать, где находятся аварийные выходы, или не летать с детьми на коленях», — говорит он.
FAA - Федеральное управление гражданской авиации США и Национальный совет по безопасности на транспорте, отмечает Anthony Brickhouse, расследуют случившееся с Max 9, и тот факт, что самолет снова поднялся в воздух, означает, что они завершили все необходимые проверки, чтобы обеспечить его максимальную безопасность.
В результате столкновения на взлетно-посадочной полосе в Токио A350 авиакомпании Japan Airlines врезался в турбовинтовой Dash 8, принадлежащий береговой охране Токио, в результате чего погибли пять из шести членов экипажа.
В прошлом году серия опасных инцидентов в аэропортах США побудила FAA провести расследование.
«Если существует определенная тенденция, которая продолжает проявляться, и вы не внесете достаточно существенных изменений, эта тенденция, к сожалению, обернется несчастным случаем», — говорит Anthony Brickhouse. «И я думаю, что очень важно изучать все эти опасные ситуации в аэропортах, чтобы узнать как можно больше и иметь возможность предотвратить катастрофу, которая пока не произошла.
После аварии Япония изменила некоторые процедуры, касающиеся управления воздушным движением, например, обязала персонал постоянно следить за наземными системами, которые предупреждают о возможных столкновениях на ВПП.
Однако стали звучать предложения к увеличению штата, поскольку эта мера создаст еще большую нагрузку на и без того перегруженный персонал.
Близко к нулю
В последнем отчете по безопасности ИАТА говорится, что в 2022 году в коммерческой авиации произошло в общей сложности 39 происшествий, при этом 158 человек погибли на борту, что соответствует одному происшествию на каждые 0,83 миллиона рейсов.
«Аварии в авиации редки», — заявил генеральный директор ИАТА Willie Walsh в своем обращении, сопровождающем отчет.
«В 2022 году на 32,2 млн полетов произошло пять несчастных случаев со смертельным исходом. Это говорит о том, что авиация является одними из самых безопасных видов деятельности, которыми может заниматься человек. Но даже несмотря на то, что риск полета исключительно низок, он не является абсолютно безопасным.
«Тщательный анализ тенденций, возникающих даже при таких очень высоких уровнях безопасности, сделает полеты еще безопаснее. Например, в отчете этого года говорится, что нам необходимо предпринять особые усилия по турбовинтовым операциям в Африке и Латинской Америке».
IATA сообщает, что за последние 10 лет отрасль улучшила общие показатели безопасности на 48%.
Исследование Arnold Barnett, профессора статистики Массачусетского технологического института, фокусируется именно на постоянно улучшающихся показателях безопасности авиации. Исследование, которое еще не опубликовано, является продолжением исследования, опубликованного им в 2020 году, но рассматривает более поздние данные полетов до 2022 года.
Главный вывод заключается в том, что в период с 2018 по 2022 год риск смерти на одну посадку во всем мире составлял один на 13,4 млн. Это означает, что если вы совершенно случайно выбрали рейс, ваш шанс погибнуть в авиакатастрофе или теракте произойдет в одном случае на 13 млн.
Для сравнения: вероятность погибнуть в результате нападения акулы или родить четверняшек гораздо выше, чем погибнуть в авиакатастрофе.
Это также значительное улучшение по сравнению с периодом с 2008 по 2017 год, когда риск составлял один на 7,9 млн, и резкое снижение по сравнению с периодом с 1968 по 1977 год, когда риск составлял одну смерть на каждые 350 тыс. посадок.
«За последние полвека наша вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет лишь примерно 1/38 по сравнению с уровнями конца 1960-х и 1970-х годов», — говорит Arnold Barnett.
Удаленный из-за вероятности
Однако, разделяя обеспокоенность ИАТА, он предупреждает, что мир неоднороден и есть регионы, в которых наблюдается более высокий уровень аварийности - это развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
«Сейчас на каждые 2 млн посадок приходится одна смерть, что выше, чем в среднем по миру, составляющем одну смерть на 13 млн», — добавляет он.
И наоборот, в странах, где, по данным исследования, летать наиболее безопасно, таких как Австралия, Канада, Китай, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария, Великобритания и США, риск снижается до одной смерти на 80 млн. посадок.
«Я знаю людей, которые боятся летать, и для некоторых из них это очень сильный стресс, но я думаю, что беспокоиться о полете из-за риска смерти все равно, что отказываться идти в супермаркет из-за того, что потолок может рухнуть», — добавляет Arnold Barnett.
«Я не думаю, что каждый момент, когда вы идете по улице, вы предполагаете, что смерть может быть неминуема, потому что метеорит может внезапно ударить вас или что-то в этом роде. Вероятность этих событий настолько далека, что мы просто считаем их маловероятными. И я думаю, что полеты статистически относятся к этой категории».
Источник: CNN Travel
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале