Сегодняшняя статья диагностическая. Родители не очень понимают разницы в диагнозах и часто путаются. Иной раз и специалисты затрудняются в работе со сложными комплексными недугами. Давайте разбираться в данном аспекте.
Начнем с того, чем алалия отличается от аутизма. Алалия - это наш Российский диагноз, вышел он из диагноза Афазия открытого А.Лурии. Почему у афазии 6 форм, а в алалии всего три. Это связано с тем, что дети имеют более высокую степень выживания при ранних поражениях головного мозга, таким образом объем пораженного мозга у них существенно увеличивается. Как сказал мне невролог по поводу моего сына: «Если бы Вашему ребенку был бы год, он бы просто не выжил». Поэтому алалия куда сложнее чем афазия и сочетает в себе порой несколько ее форм. В афазии такое сочетание называется-тотальной афазией. А.Лурия предпочитал в момент появления ее ждать, так как неврологическая симптоматика часто регрессирует сразу после травмы и поражения головного мозга. Увы, но при большом объеме у детей болезнь не может регрессировать до одной какой-то формы, поэтому сложного ребенка приходится разматывать, как клубок ниток, находя под новым пластом новые формы комплексного недуга.
На Западе диагноза Алалия нет, у них он входит в комплекс диагноза Аутизм, считаясь сенсорной патологией данного ряда. Помимо Алалии в западную модель аутизма так же отправляют дегенеративные генетические синдромы, дающие разнообразную психиатрическую симптоматику. Поэтому алалию и аутизм часто путают. Особенно часто путают Сенсорную и сенсорно-моторную форму алалии с аутизмом. По сути, она является частью данного диагноза и врачи, не заморачиваясь просто сразу ставят аутизм, как более широкий блок диагностики. Сейчас алалию перенесли в психиатрию, чем еще больше усложнили диагностику и лечения заболевания. Для детей подобные нововведения рисковали стать фатальным приговором, который с легкостью вынесла своим детям Западная система определив весь спектр нарушений в аутизм и психиатрию. Психиатры не лечат неврологические причины алалии, поэтому многие толковые неврологи, желая помочь, а не списать ребенка, стали называть алалию дисфазией, что собственно говоря считается практически синонимами, но дисфазия куда более точна и конкретна, в ней четко прописаны формы не учтенные в алалии. То есть врачи приблизили диагноз к его истокам-афазии, и оставили диагностику и лечение заболевания в области неврологии. Дисфазия- это полный аналог афазии, переработанный Западными учеными для детей из учения А.Лурия. В общем как веревочке не вейся, а все уходит в афазию. Которую создал и открыл наш советский ученый! Я очень горда за данный момент, и никогда не понимала вот это стремление броситься искать что-то лучшее там, где нас нет, не изучив наши отечественную базу. Русские люди самые идейные, и именно это помогает нам создавать такие великие умы.
Но вернемся к нашим нарушениям и попробуем разобраться в диагностике. Итак, что же такое моторная алалия, и какую симптоматику она дает? Ребенок с моторной алалией прекрасно понимает обращенную речь, выполняет все команды, показывает предметы пальцем на картинке, вот только сказать, увы, ничего не может. Первое, что подозревают родители - это дизартрия (различные формы парализации речевого аппарата), которая мешает произнесению звуков. Однако, достаточно часто она не наблюдается, и тонус речевого аппарата остается сохранным. В чем же проблема? В данном случае присутствуют координационные формы заболевания. Грубая- когда ребенок не понимает, как сложить рот для произнесения звука, и менее грубая, когда не может соединить звуки в слог, а слоги с слова. Работа ведется при помощи постановки звуков речевыми укладками, а затем слияния звуков с поддержкой на чтение.
Второй вид алалии-сенсорная. Источников сенсорного восприятия много, но именно этот вид нарушения квалифицируется как нарушения слухового восприятия. Ребенок слышит, но не понимает речь. Одна из самых сложных форм работы с подобными детьми. Здесь основной упор дается на развитие височной доли головного мозга и дифференциацию звуков. Начинаем работать с неречевыми звуками, затем переходим к коротким речевым, переводим ребенка в режим чтения и уже со зрительной поддержкой на внутреннюю речь начинаем накапливать пассивный словарь пополняя словесно-логическое мышление.
Третья, сенсорно-моторная форма- самая сложная. По статистике в нее накидывают все огрехи, от тех самых 6 форм заболевания, положенного в основу диагностики. Если совсем грубо, то ее можно разделить на две большие группы. Сочетания нарушения слышимой речи и моторного произношения- своеобразный вариант объединения двух форм выше, и сочетание нарушения построения фразовой речи, когда кинетический компонент усугубляется, ложась в основу штамповой эхолалии. Стоит сказать, что на практике обычно данную форму все-таки ставят при сочетании трудностей с пониманием речи на слух с ее моторными проблемами.
Я не люблю систему градации по алалии, так она для меня слишком широка. Мне куда ближе раскладывать недуги ребенка даже не до афазии, а до агнозий. Так как дети комплексные, то и лечить их приходится комплексно. Чем уже и точнее установлена проблема, тем проще подобрать к ней точечный момент коррекции и быстрее исправить недуг.
Стоит добавить важный момент отражающийся во всех трех формах нарушения. При выходе в речь, на втором уровне речевого развития такие дети требуют искусственного формирования фразовой речи. Введения построения параллелей суждений и умозаключений. Многие специалисты начинают выводить речь с фразового конструктора, но это не всегда удается, и ребенок так и остается заторможенным, не сумевшим выстроить нужные суждения. Почему это происходит? Для речи нужны знания, чтобы составить суждение, нужно понимать, о чем ты говоришь, в противном случае речь будет полна эхолалии и логореи. Поэтому работа в данном ключе ведется комплексная. Я очень люблю здесь применять старые советские методики работы с разными формами Афазии у взрослых. Конечно, дети выходят на данную работу не сразу, сначала мне нужно наполнить их набором знаний с стандартных жизненных темах, но зато потом система прекрасно согласует эти знания и помогает ребенку не только выстроить мышление, но и речь.
Алалия сложный диагноз. Если при чистой моторной алалии прогноз более хороший, то при сенсорной, перспективы работы куда более длительные и сложные. Связано это с наполнением пассивного словаря внутренней речи. Так или иначе алалия -это не приговор, и состояние человека можно улучшить. Считается, что из таких грубых нарушений никогда не выходят полностью, все равно останутся огрехи, заметные специалистам, но так или иначе есть большая разница между совсем не говорящим ребенком, не способным собрать свои мысли и ребенком говорящим медленно, или с акцентом, формулирующим речь нестандартно, но логично.
А Вы сталкивались с алалией, и каких успехов удалось достичь?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.