Вопросы про кадры здравоохранения министр Мурашко бодро парирует ответами про действующий комплекс государственных мер, избегая конкретной цифровой информации. Минздрав мечтает не покрыть дефицит, а вырастить полноценную смену медработников, не исключая рекрутинга обученных российской медицине иноземцев.
Проблему дефицита медицинских кадров «облагородил» ковид, раскрывший, что медиков везде не хватает, но только у нас болезненному вопросу уделяется непомерное внимание. «По кадрам в период пандемии и после неё практически все страны мира стали испытывать дефицит. Коллеги в Германии, например, рекрутинг со многих стран сегодня ведут, особенно по среднему медицинскому персоналу. А в нашей стране сегодня комплекс мер действует по нескольким направлениям», - сказал Михаил Альбертович.
Министра изумил интерес к медицинской специальности – колоссальный: «Я, честно говоря, в этом году был удивлен результатами конкурса, потому что средний балл при поступлении в колледж был 4,5 и выше». Конечно, «в вузы также идёт высокий конкурентный набор», но точно не на целевое обучение. Наших людей мало что пугает, но абитуриентов конкретно отпугивает целевое обучение, на которое совокупно отведено 75% мест в медвузах.
В ведомстве уверены, что именно целевое обучение выведет страну из кадрового запустения, не замечая ни дополнительных наборов, ни хронических недоборов абитуры, ни потери 15% выпускников по дороге в приписное ЛПУ. В прошлогоднюю кампанию в подведомственные Минздраву вузы зачислили около 61 тыс. человек, по информации от министра, «пять лет назад цифра составляла около 50 тыс. человек», по другим источникам на всё про всё приходилось около 40 тысяч.
Альтернативное направление борьбы с дефицитом врачей – остающиеся на постоянную работу иностранные-выпускники российских вузов. Правда из 75 тысяч обучающихся на всех курсах, по словам министра Мурашко, остаётся «более 3,5 тысяч» желающих трудиться иностранцев, в Нижегородском университете – 15% от выпуска. Ежегодная квота Россотрудничества на обучение медицине – 3 тысячи иностранцев, но в 2023 году поступило 16 тыс., заявки на следующие учебные годы превышают 19 тысяч.
Больше всего иностранцев обучается в РУДН, преимущественно по изначальному «профилю» университета - из стран Азии и Африки, в других вузах студенческие популяции вчетверо меньше. «К сожалению, мы вынуждены ограничивать это направление подготовки, так как есть сложности с точки зрения материального оснащения. Если бы мы могли, взяли бы всех, но не имеем возможности», - сообщил замглавы Россотрудничества Павел Шевцов.
Минздрав сам написал требования, по которым для иноземных студентов «должна быть практика, доступ к клиническим базам, симуляционные центры. Это помимо общежития и языковых курсов для иностранцев», – объяснила глава Института экономики здравоохранения профессор Лариса Попович. Если по критериям квота иностранцев ограничена 3 тысячами на 60 тысяч мест для отечественной абитуры, видимо подобное обучающее материальное изобилие не всем требуется.
Минздрав хочет как лучше, поэтому попадает в необъяснимые с позиции логики ситуации, хотя всегда есть отличное средство для объяснений, ведь все пандемии долго помнятся – веками.
Все значимые новости здравоохранения за день в кратком «Дайджесте вредного врача» в telegram