Найти тему
Спортс“

Как играет «ПСЖ» Мбаппе и Луиса Энрике

Детальный разбор.

Летом 2023-го «ПСЖ» сильно изменился. Хм, а ведь можно подставить любой год – все равно прозвучит правдиво.

Но это действительно большая перестройка.

Лионель Месси ушел, Неймар продан. Кристоф Гальтье убран, на его место приглашен Луис Энрике. Очередная масштабная трансферная кампания: Рандаль Коло-Муани за 95 млн евро, Мануэль Угарте за 60 млн, Усман Дембеле за 50 млн, Люка Эрнандес за 45 млн, Брэдли Барколя за 45 млн. Еще аренда Гонсалу Рамуша с обязательным выкупом за 65 млн летом 2024-го.

Что из этого получается?

Главное об игре: стерильное владение и контрпрессинг. Но не так радикально, как в начале сезона

Первые матчи «ПСЖ» Энрике оставляли страшное впечатление. Карикатурный футбол с 80% владения, но совершенно без моментов в позиционных атаках. Стерильный перекат в абсолюте. Энрике еще и давал странные интервью – после одной из игр сказал, что «ПСЖ» не хватило владения во втором тайме. Владение «ПСЖ» в том втором тайме – 72%.

Единственная отдушина – контрпрессинг, то есть прессинг сразу после потери мяча. «ПСЖ» был великолепен. После редких потерь команда зачастую впятером успешно раздавливала соперника. Блистал новый опорник Мануэль Угарте, машина по возвратам мяча.

Проблема в том, что после очередного успешного контрпрессинг-эпизода «ПСЖ» не летел вскрывать оборону, а успокаивал игру, возвращая мяч центральным защитникам. Начинался новый перепас, который редко приводил хотя бы к проникновению в штрафную.

Так что первые матчи «ПСЖ» можно упростить до формулы «длительный перепас – потеря – возврат в течение пяти секунд – длительный перепас».

Постепенно «ПСЖ» очеловечивался. Появились открывания за спины – представьте, их не было в первых турах! Спасибо Усману Дембеле и Ашрафу Хакими. Эксперименты Энрике (подробно о них – чуть позже) тоже сигнализировали, что перед нами реальная футбольная команда, а не симулякр.

Статистика здорово схватывает динамику изменений. К концу сентября «ПСЖ» в среднем владел мячом 73% – с отрывом высочайший показатель в топ-лигах. Сейчас – 64,7%, впереди «Ман Сити» (64,9%). В десятке матчей «ПСЖ» с наибольшим владением в Лиге 1 – девять игр из 11 стартовых.

Но и контрпрессинг уже не такой суровый. К концу сентября «ПСЖ» возвращал мяч в течение шести секунд после потери на чужой половине в 62,5% случаев, высочайший показатель в топ-лигах. Сейчас – 53%, даже не первое место в Лиге 1, «Ницца» повыше (53,2%).

В чем «ПСЖ» силен: фактор Мбаппе и связка Хакими – Дембеле

«ПСЖ» не выглядит выдающейся командой, но есть пара пунктов, за счет которых «ПСЖ» может победить любую команду мира в отдельно взятом матче.

Первый – наличие в составе Килиана Мбаппе. Извините за банальности, но это один из лучших игроков в мире. Дело совсем не в каких-то тонких настройках Энрике под Мбаппе. Просто Килиан уже на том уровне, где статус лучшего бомбардира Лиги 1 – данность. У него 20 голов, у ближайших преследователей, Виссама Бен-Йеддера и Александра Ляказетта, по 11.

В топ-лигах Мбаппе уступает только Харри Кейну. Правда, без учета пенальти впереди Килиана еще Лаутаро Мартинес.

-2

Как бы плохо ни складывалась игра «ПСЖ», как бы спорно ни выглядел сам Мбаппе на дистанции в 60-70-80 минут, ему бывает достаточно пары эпизодов, чтобы добыть результат.

Килиан забивает не аномально много, но привычно много по своим меркам.

-3

Второй пункт – связка Ашрафа Хакими и Усмана Дембеле на правом фланге. Это главная созидательная сила «ПСЖ», гарант моментов даже в самом невзрачном матче.

Александр Головин в интервью Нобелю Арустамяну вовсе поставил Дембеле рядом с Мбаппе, отделив их от всей остальной Лиги 1: «Усмана нельзя загнать под слабую ногу, просто потому что ее нет».

На мой взгляд, хейтить Дембеле (не критиковать, а именно хейтить) могут только люди, которые вообще не смотрят матчи «ПСЖ» и резюмируют игру Усмана исключительно по гол+пас. Для понимания: у Дембеле 1+7 в Лиге 1, 0+1 в ЛЧ, 0+1 в Кубке Франции.

Эта статистика фиксирует конкретную проблему Дембеле – он слаб, когда эпизод нужно завершать самому. Когда нужно четко положить мяч в дальний угол. Реализовать выход один на один. Замкнуть прострел. Усман входит в десятку худших игроков Лиги 1 по реализации моментов. Это серьезный недостаток Дембеле как игрока атаки.

В то же время Дембеле бесценно важен для «ПСЖ» благодаря созиданию.

-4

Усман обостряет и за счет дриблинга, и за счет передач. Кстати, пасы очень разнообразны: вскрывающие за спины, стенки, прострелы во второй темп, забросы.

К тому же Дембеле исполнителен без мяча, что важно для прессинга и контрпрессинга.

Дембеле очень хорошо чувствует Хакими, марокканец идет на самый результативный сезон в «ПСЖ». Их дуэт – одна из сильнейших фланговых связок в современном футболе.

Примечательно, что ширину обычно дает Дембеле, а Хакими часто по меркам крайнего защитника оказывается ближе к центральной оси.

-5

Это разумно: Дембеле удобнее в широкой позиции, откуда ему проще идти в обводку, потому что больше свободного пространства. Хакими бьет чаще 96% крайних защитников в топ-лигах, так что чем ближе к воротам, тем лучше. Но догмы, что Дембеле всегда у бровки, а Ашраф ближе к центру, все же нет. Они постоянно взаимозаменяются, обыгрываются, уводят игроков, чтобы расчистить партнеру путь в штрафную. Гигантская доля созданных моментов «ПСЖ» – работа Хакими и Дембеле. Именно им позволено рисковать в стерильном владении Энрике.

Впрочем, тренер пытается разнообразить атаку, полагаясь не только на Мбаппе и Дембеле с Хакими.

Энрике постоянно экспериментирует, надеясь усилить команду. За этим интересно следить, но задача скорее не выполнена

У «ПСЖ» Энрике есть четкий базис – 4-3-3 без мяча с переходом на тройку центральных защитников при владении. Люка Эрнандес гарантирует гибридность: без мяча он левый защитник, с мячом левый центральный в тройке.

-6

Дальше – парижское поле экспериментов.

1. Поиски создателя ширины на левом фланге

Дано: левый защитник Эрнандес превращается в третьего центрального, а Килиан Мбаппе, стартующий слева в атаке, свободно перемещается по всему периметру атаки. Нет игрока, дающего ширину на левом краю. Для Энрике это проблема – такой игрок нужен, чтобы растягивать защиту соперника.

Идея тренера: создавать ширину слева будет левая восьмерка в 4-3-3. Вот так.

-7

Витинья стал первым вариантом в такой роли. Затем Энрике пробовал Ли Кан Ина. Затем Брэдли Барколя.

Проблема Витиньи в том, что он не способен обыгрывать 1-в-1. Достаточно перекрывать варианты для передач – и Витинья нейтрализован.

Проблема Ли Кан Ина и Барколя в том, что страдает оборонительный баланс. Без мяча у них бывали проблемы.

Итог: удобно для Мбаппе, не очень приятно для сбалансированности «ПСЖ».

2. Мбаппе – центрфорвард

-8

На месте левого нападающего выходит Брэдли Барколя, которому не нужно прикрывать центр поля без мяча, как в эксперименте №1. Фактически Барколя играет в стиле… Килиана Мбаппе. Смотрите сами: быстроногий футболист, способный обыгрывать и на скорости, и технично, умеющий открываться за спины, свободно играющий то широко, то смещаясь к центру. Мбаппе на минималках. Все-таки реактивности Килиана у Брэдли нет.

Мбаппе продолжает штамповать голы, но видно, что позиция выдвинутого центрфорварда ему не так удобна, как позиция левого нападающего со свободой перемещений. Статистически это выражается тем, что Килиан встречается с мячом реже, чем в более привычной позиции.

Энрике за счет этого эксперимента делает команду сбалансированнее, но подрезает функционал главной звезды.

3. Коло-Муани – фланговый нападающий

Самая странная идея Энрике. На месте флангового нападающего Коло-Муани провел, вероятно, слабейший матч в карьере – 1:4 против «Ньюкасла».

Коло-Муани может быть крут в роли подвижного центрфорварда, который эпизодически смещается на фланг. Мы видели это и в «Нанте», и в «Айнтрахте». Начинать на флангах и эпизодически смещаться в центр – совершенно другая роль, в которой Рандаль выглядит попросту неестественно.

Конкретизирую: стартуя в центре, Коло-Муани может выманивать центральных защитников, тем самым создавать пространство, в которое ворвется партнер, Или сам Рандаль влетит в это пространство, обыграв ЦЗ, который выскочит за форвардом. В этом Коло-Муани хорош. Но Энрике не пытается развивать почти 100-миллионного форварда на позиции форварда.

4. Ложный правый фулбек

Вынужденный эксперимент – справа в защите без форс-мажоров выходит Ашраф Хакими. Когда он недоступен (в январе, например, из-за Кубка Африки), Энрике выпускает не профильного Норди Мукиеле, а Карлоса Солера или Уоррена Заира-Эмери. Оба центральные полузащитники. Правыми защитниками они держатся без мяча, при владении поднимаются дополнительными игроками в центр поля.

-9

Так себе. Главная претензия: Солер и Заир-Эмери слабо выглядят в фазах без мяча. В каждом матче зона правого защитника «ПСЖ» – уязвимое место.

И ладно, если при владении Солер и Заир-Эмери в непривычной роли улучшали бы позиционную атаку «ПСЖ». Вовсе нет. Игроков в центре поля много, остроты и качественного продвижения – нет.

5. Игра без опорника-разрушителя

Фактически у «ПСЖ» только один чистый разрушитель – Мануэль Угарте. Витинья, Фабиан Руис, Уоррен Заир-Эмери – более сбалансированные игроки. Каждому из них тяжело быть в роли цепного пса, чья работа ограничивается возвратами мяча. Угарте силен в разрушении, по-хорошему злобно влетает в отборы, перехватывает, восстанавливает владение. Но в команде, которая владеет мячом 65% времени, Мануэль порой выглядит лишним – чересчур посредственная игра в пас.

Увы, классическая странность спортивного менеджмента «ПСЖ»: в одно лето назначить тренера, которому нужен разыгрывающий опорник, и купить опорника, который элитно отбирает мячи, но вряд ли может предложить что-то еще.

В первых турах Угарте был железным игроком основы – сейчас может оказаться на скамейке. Жертвуя Угарте, Энрике хочет насытить центр поля дополнительным игроком, способным улучшить позиционные атаки. К тому же Мануэль к середине сезона не так прекрасен в привычной роли разрушителя, как на старте.

Как и в эксперименте с ложным фулбеком, едва ли можно сказать, что игра без Угарте делает «ПСЖ» сильнее в позиционной атаке. При этом в опорной зоне бывают дыры.

До сих пор есть ощущение, что состав «ПСЖ» не очень подходит Энрике. И это самая нелепая деталь проекта

Ситуация с Угарте – не единственный пример спорной совместимости состава «ПСЖ» и идей Энрике.

Милану Шкриньяру бывает очень неудобно при коротких розыгрышах под прессингом. Он защитник-разрушитель. Защитник, который обороняется. Шкриньяр ни в коем случае не проваливается в «ПСЖ», но он был бы гораздо органичнее в команде, где не владеют мячом чуть ли не больше всех в топ-лигах. И самому Энрике был бы полезнее более пасующий защитник.

Схожее наблюдение по Джанлуиджи Доннарумме. В этом сезоне у него несколько чудовищных ошибок при коротких розыгрышах в штрафной. При этом Доннарумма входит в десятку лучших вратарей топ-лиг по предотвращенным голам – он здорово выглядит на линии.

«С Энрике мы рискованнее разыгрываем мяч в пределах вратарской. Раньше можно было, например, выбросить мяч рукой», – говорил вратарь. Он называет игру в «ПСЖ» самой прекрасной, но в то же время самой трудной работой.

Уоррен Заир-Эмери бьет рекорды, в 17 лет выходя в основе «ПСЖ», но его игровой профиль далек от образца идеального полузащитника в футболе Энрике. Заир-Эмери – игрок рывков, проходов на 20 метров, скоростного дриблинга и переходных фаз. Энрике часто называет такой футбол баскетболом – много переходов владения, атаки туда-сюда. Он старается избегать баскетбольного футбола.

Но главная странность – феномен центрфорвардов в «ПСЖ». Даже ситуация Угарте не такая неловкая.

-10

Напоминаем: за Коло-Муани заплатили 95 млн евро, за Гонсалу Рамуша заплатят 65 млн летом 2024-го. Перед началом сезона многие грустили, что одному придется быть запасным. Страшная правда по ходу сезона: запасными зачастую бывают оба.

Коло-Муани обсудили выше – Энрике нередко ставит его на край нападения. Рамушу непросто из-за того, что центрфорвард в системе Энрике не может быть завершителем в вакууме, он должен интегрироваться в командные механизмы. Рамуш старателен, но часто выглядит деревянным. Ему гораздо удобнее искать мяч в штрафной и решать эпизоды. Опять же стилистическая дисгармония.

Подчеркну, что Коло-Муани и Рамуш – не плохие футболисты. Рамуш плохо сочетается с футболом Энрике, а Коло-Муани оказывается на странной позиции.

Речь про футболистов одной позиции, на которых только за сами трансферы уйдет 160 млн евро. Это нелепо.

И ладно, если тренерские идеи Энрике нивелировали бы стилистическое расхождение со множеством футболистов.

Но Мбаппе так бы забивал и при другом тренере.

Дембеле и Хакими – это чит-код. Они могли бы создавать моменты и не в команде Энрике.

Мы упомянули эксперименты Луиса. Но мы также разобрали, что с этими экспериментами не так. Так где та разница, которую «ПСЖ» создает за счет тренерского таланта Энрике?

Впрочем, еще уместнее будет другой вопрос: зачем приглашать догматичного тренера и заодно брать игроков, которые неидеально вписываются в его систему?

Телеграм-канал автора

Фото: AP Photo/Cal Sport Media; Gettyimages.ru/Alex Grimm