Сегодня я расскажу про цепь событий, в которых большие деньги, холодный расчет, горячие страсти, удача и рок слились в удивительный исторический коктейль.
В 1916 году компания Картье и один из трех братьев Пьер Картье, управляющий американской частью бизнеса, выставили в своем нью-йоркском офисе жемчужное колье, которое на тот момент считалось самым дорогим в мире. Две нити из 55 и 73 великолепных, безупречно подобранных, жемчужин были оценены компанией в один миллион долларов. В современных деньгах это примерно 20-30 миллионов.
В те времена на поиски даже одной идеальной жемчужины уходили месяцы и годы. Ручная добыча с помощью женщин-ныряльщиц, большое количество брака, а точнее нестандартного жемчуга, нерегулярный и непрогнозируемый улов — такие условия и технологии не давали возможности создавать жемчужные украшения массово. Если ныряльщица обнаруживала действительно крупную жемчужину, она производила фурор на мировом рынке драгоценностей и сразу становилась объектом охоты ювелиров, а затем и богатых покупателей. Подборка из 128 одинаковых высококачественных жемчужин, предлагаемых Картье, являлась уникальной, а ее создание заняло десятилетие.
Для примера, ситуация с бриллиантами уже выглядела иначе. Открытые англичанином Сесилом Родсом южноафриканские алмазы массово добывались компанией De Beers и большим потоком наполняли рынок. Натуральный жемчуг с его ручной добычей к тому времени стал самым дорогим материалом в мире.
В это время дела парижского офиса, альма-матер компании, шли из рук вон плохо. Шел второй год первой мировой войны, немцы оккупировали половину Европы, и торговля драгоценностями затихла. Большинство мужского персонала было мобилизовано на фронт, включая старшего брата Луи Картье. К слову сказать, и средний брат, «американец» Пьер был призван, но благодаря пожертвованию для нужд армии особняка и автомобиля Мерседес Бенц его активная служба была заменена сначала на службу шофером, а затем демобилизацию.
Так вот, в американском подразделении Картье стояла задача распродать драгоценности, чтобы поддержать европейскую часть компании.
Всю историю семья Картье ставила на личные продажи и знакомства с высшим светом. Да и деньги в те времена водились только у промышленников и аристократов. Семья, не наделенная изначально голубой кровью или принадлежностью к богатым кругам, всячески стремилась к знакомству и родству, открывающим двери высокого общества. Так старший брат семейства, Луи Картье был выдан своим отцом Альфредом за Андре-Каролину Ворт. Ее дед был основателем блистающего дома моды и швейной империи, создающей самые модные и дорогие платья для высшего света Европы. В те времена бренд Ворта был примерно такого же веса, как сегодня сам Картье, а истории последнего еще предстояло быть написанной.
Союз был чистой воды браком по расчету. По подписанному официальному контракту пара, а точнее семья Картье, получила огромное приданое, которое успешно вложила в бизнес. Плюс доступ к полезным знакомствам в высоких кругах. К слову сказать, невеста была не в себе, и все 10 лет брака для Луи были несчастливыми. Но, как истинный француз, он умел выпускать пар на стороне.
Братья обожали высший свет и всячески в нем фигурировали. Однажды Пьер Картье ужинал в компании железнодорожного магната Мортона Планта и его молодой жены Мейси. Все разговоры молодой красавицы крутились вокруг последней сенсации Картье — жемчужного ожерелья. Пьер видел, что Мортон одурманен молодой женой, и знал, что пара хочет переехать из шумного центра Нью-Йорка. Совсем недавно особняк Мортонов на углу 5 авеню и 52 улицы был выставлен на продажу за миллион долларов.
Пьер сделал гениальный ход — предложил Мортону обменять колье на здание. Вскоре сделка состоялась: семья Картье получила четырехэтажный особняк в центре финансовой столицы; Мейси — самое дорогое жемчужное ожерелье мира; а Мортон Плант — символические сто долларов.
Дальнейшая судьба героев истории сложилась по-разному. Мортон Плант умер через год после знаменитого обмена, еще через год Мейси Плант вышла замуж в третий раз. Дом, получивший название «дом Картье», до сих пор принадлежит компании и является ее штаб-квартирой в Америке. Сразу после покупки здание отреставрировали, и оно получило высшую нью-йоркскую награду за лучшее преобразование. В 2016 году здание еще раз реконструировали, и теперь все четыре этажа отданы под продажи и магазин.
Ну а роскошное жемчужное колье попало в особый исторический поворот судьбы. К тому времени, когда Пьер Картье обменивал свое колье на здание в Нью-Йорке, японец Кокичи Микимото запатентовал революционную технологию культивированного жемчуга. В последующее десятилетие он развил ее до коммерческого масштаба, и большое количество великолепного жемчуга хлынуло на рынок, сильно уронив мировую цену.
В следующий раз жемчужное колье будет продано в 1957 году, сразу после смерти Мейси Плант, всего за 151 000 долларов. А живописное изображение девушки с тех пор украшает зал магазина Картье в Нью-Йорке.
Такая вот история. Рассказать вам еще что-нибудь ювелирное интересное?