Найти тему
Раздумья о жизни

Про нормативно-подушевое финансирование школ

Оглавление

С 2016 года все школы в России перешли на НПФ (нормативно-подушевое финансирование). Принцип такого финансирования школ взят из-за рубежа, из США, реализация проекта подушевого финансирования началась ещё в 2002 году. О плюсах и минусах такого финансирования для государства, учеников, учителей и родителей эта статья.

Дети бегут в школу
Дети бегут в школу

Каждый ученик приносит в школу при нормативно-подушевом финансировании определённую сумму денег. Эта сумма зависит от многих факторов:

  • регион, в котором расположена школа;
  • сельская или городская школа;
  • форма организации обучения (очная, заочная, малокомплектная школа, школа-интернат, индивидуальное обучение, надомное обучение, обучение в санаториях);
  • средняя наполняемость классов;
  • направленность и сложность общеобразовательных программ (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, углублённое изучение отдельных предметов, профильное обучение);
  • обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

Это ещё не полный список факторов, от которых зависит бюджет школы. Но чем больше в школе учеников, тем больше у школы денег на образовательный процесс. Деньги идут за учениками.

Плюсы НПФ (по ожиданиям)

  • повышение конкурентоспособности школ, которые дают хорошее образование, так как туда родители записывают больше детей, что приносит больше денег школе.
  • повышение самостоятельности школ в финансово-хозяйственной деятельности;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • повышение зарплаты работников школ;
  • стимулирование к развитию образовательного процесса, к его обновлению;

Минусы НПФ

  • администрации школы выгодно превышать норматив по количеству учеников в классе, поэтому во многих классах стало больше 25 учащихся, а это ухудшает качество знаний;
  • закрытие многих малокомплектных школ в связи с дорогим обслуживанием, введение подвоза школьников в соседние посёлки на школьных автобусах (никто, кстати, не сравнивает затраты на обслуживание школьных автобусов и обслуживание малокомплектных школ и исчезновение посёлков, в которых закрылась малокомплектная школа);
  • сокращение численности учителей в связи с низкой зарплатой и большими требованиями к учителям;
  • сокращение средств на текущее обслуживание школьных зданий и сооружений;

Деньги школам частично выделяют региональные власти, частично муниципальные. Не особо вдаваясь в подробности можно сказать, что на зарплату деньги поступают от региональных властей в виде субсидий, а на хозяйственные нужды - из муниципалитета. У нас в стране много территорий, которым постоянно не хватает средств, поэтому и школам тоже их не хватает. Богатые регионы выделяют на школы значительно больше средств, поэтому и зарплаты в таких школах больше, и обеспечение лучше, и вид у них красивее.

До подушевого финансирования школ существовало сметное финансирование, когда школа составляла смету на будущие расходы, а муниципальные власти, исходя из своих возможностей, выделяли деньги. В обоих подходах есть один существенный недостаток: недостаточное выделение финансовых средств, что и приводит к отрицательным последствиям в образовании.