Найти тему
1 Видеофорум

Перевал Дятлова. Он не хотел лгать, но его предупредили, что "надо работать на прокурора"

После детального разбора тетради Евгения Масленникова я пришел к интересному открытию, которое может полностью перевернуть прежние сложившиеся представления о том, что на самом деле происходило между руководителем объединенных поисковых отрядов и прокуратурой. Действительно, в этих взаимоотношениях не всё было так гладко, как кажется на первый взгляд.

Радиограмма Сульману, 2/III-59 г. – 18.30
"Главной загадкой трагедии остается выход всей группы из палатки тчк единственная вещь кроме ледоруба найденная вне палатки китайский фонарик на ее крыше подтверждает вероятность выхода одного одетого человека наружу который дал какое-то основание всем остальным поспешно бросить палатку тчк Причиной могло быть какое нибудь чрезвычайное природное явление или пролет метеорологической ракеты которую видели I/II в Ивделе и 17/II видела группа Карелина тчк Масленников".
Документ из УД, лист 167

Получается интересная картина, Евгений Масленников указывает на то, что туристы могли погибнуть не с 1 на 2 февраля, а утром 1 февраля, что противоречило версии следователя Иванова о стихийной силе, преодолеть которую туристы были не в состоянии. Всё дело в том, что ракеты, как правило, видели рано утром, о чём есть свидетельские показание в материалах УД. Но и это ещё не всё, в следующей радиограмме Евгений Масленнников, идёт ещё дальше в противостоянии со следствием.

Семён Золотарев, Игорь Дятлов, Юра Дорошенко и Зина Колмогорова.
Семён Золотарев, Игорь Дятлов, Юра Дорошенко и Зина Колмогорова.
Радиограмма Сульману, 3/III – 13.30
"Поскольку участок работы вполне определен по своему характеру работы требует другого опыта считаю целесообразным руководство отрядом возложить на капитана Чернышова тем более что отряд по составу становится военным тчк Согласие отряда и Чернышова на этот счет имеется тчк Масленников".
Документ из УД, лист 168

Вот так, Евгений Масленников практически ставит ультиматум прокуратуре, когда посылает радиограмму Сульману 3 марта 1959 года. Он готов покинуть занимаемую должность, если следствие не пойдёт ему на встречу. Всё дело в том, что когда ему передавали дневники группы Игоря Дятлова, то оказалось, что в одном из дневников отсутствовали листы, идущие сразу за 30-м января.

Тетрадь Евгения Масленникова
"В полевой сумке Дятлова обнаружены следующие документы:
1) Девять посад. билетов Свердловск-Богословск на 23/1
2) Проект похода (со всеми деталями)
3) Маршрутная книжка №5 (3 экз - 1 подп. Уфимцев)
4) Протокол маршрутной комиссии 1 экз
5) Карты: Лист Р-39, 40 (Сыктывкар, Ханты-М), часть карты Ивдельского лесничества, несколько фотокарт, 3 кальки с карт лесничества
6) Дневник Колмогоровой 24/1 и 30/1, 31-го нет".

Но причем здесь прокуратура? Возможно, изначально, этих листов не было, и всё что нашли, в полном объёме передали Евгению Масленникову. О чём он сам поведал в своей тетради, за 28 февраля: "Все документы группы кроме крок и личных блокнотов увез прокурор, в том числе три экземпляра маршрутного листа". И, тем не менее, складывается стойкое ощущение того, что Масленников знал больше, чем предполагало следствие.

Вещи и лыжи туристов из группы Игоря Дятлова, склон горы "1079".
Вещи и лыжи туристов из группы Игоря Дятлова, склон горы "1079".
Тетрадь Масленникова, 4 марта
"Сообщите итоги расследования вещей Дятлова, может это поможет поисках тчк Какая погода была 1 февраля. Масленников".

И вот тут начинается самое интересное, прокуратура идёт навстречу Евгению Масленникову и сообщает ему о том, что, действительно, "обнаружен сатирический листок "Вечерний Отортен", выпущенный группой Игоря Дятлова, 1 февраля 1959 года". То есть на недостающих листах в дневнике Зины Колмогоровой, могла быть не запись за 31 января, а боевой листок за 1 февраля. Но откуда Евгений Масленников мог узнать о том, что у прокуратуры находились недостающие листы? И на этот вопрос даёт исчерпывающий ответ свидетель Аксельрод.

Протокол допроса свидетеля Аксельрода Моисея Абрамовича, 24 апреля 1959 года
"В палатке, естественно, минусовая температура и нужно проявить слишком большую выдержку и самообладание, чтобы негнущимися руками в 25-30° градусный мороз писать, заполнять свои дневники. Единственно, на что хватило сил и юмора - это был выпуск "Вечернего Отортена". Именно вечернего, а не веселого, или чего-либо дневного или другого. Это труд их коллективных усилий, вместо того чтобы писать личные дневники. Лично мне буквы кажутся угловатыми, а почерк похожим на золотаревский, но со значительными изменениями. На морозе это возможно. Кстати из дневников явствует, что Золотарев любил рисовать и товарищ, судя по фотографиям, не без юмора".
Документ из УД, лист 321