Найти в Дзене
Школа Жизни

Художник Иван Шишкин. Иссякнет ли реализм как искусство?

   Дом, в котором жил Шишкин Фото: Суркова Галина. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0
Дом, в котором жил Шишкин Фото: Суркова Галина. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

В 2013 году мы отправились в путешествие на теплоходе. Оно началось в Нижнем Новгороде и заканчивалось в Перми. На пути следования было много городов, о которых нам ранее доводилось слышать. И вот одним из таких городов была Елабуга.

Возможно, у меня получится как-нибудь рассказать именно об этом удивительном городе, но сегодня хотелось бы поделиться впечатлениями о расположенном в этом городе музее художника Ивана Ивановича Шишкина. Музей этот — единственный в мире, где можно увидеть вещи, принадлежавшие художнику и членам его семьи.

Что удивило больше всего, когда мы переступили порог дома-музея — обилие красного цвета и оттенков, стоящих с ним в одной цветовой линейке: вишнёвого, розового, тёмно-красного, алого, оранжевого. Отец художника был человеком небедным, дом был построен на его личные средства.

   Фото: Магдалина Гросс, личный архив
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Мальчик тяготел к рисованию с ранних лет и старался оставить художественный след везде, где только можно. То и дело в калитку Шишкиных стучали рассерженные соседи: «Опять ваш Ваня изрисовал нам забор, а ведь мы его только покрасили! Будьте любезны, уберите его художества!» И отцу приходилось посылать работников отмывать нарисованных на соседских заборах лошадок, а то и давать распоряжение перекрасить забор заново.

После таких проказ мальчику доставалось от матери — Дарьи Романовны. Она была женщиной строгих правил и очень далёкой от живописи. На её плечах в доме лежало приготовление пищи для большой семьи, по сути, она только этим и занималась. Но несмотря на то, что к искусству Дарья Романовна не тяготела, сервировка стола находилась полностью в её ведении.

   Фото: Магдалина Гросс, личный архив
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Она знала, как и куда положить вилки, как свернуть салфетки, чтобы они смотрелись красиво. В доме было большое количество скатертей. Холщовые и ситцевые, вышитые цветами или орнаментами, с кисточками по краям и без, они менялись ежедневно.

   Фото: Магдалина Гросс, личный архив
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Отец рисованием увлекался, но развитию интересов своих сыновей не препятствовал. Старший сын Николай хорошо музицировал, для этого ему из Германии был выписан рояль.

   Фото: Магдалина Гросс, личный архив
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Младшему, Ивану, в большом количестве покупались кисти, краски и бумага. Несмотря на то что на семейных советах часто говорилось о том, что Ивану больше подошло бы быть служителем церкви, видя тяготение к рисованию, мать в конце концов всё же уступила его просьбам — учиться на художника. Однако учиться художественному делу Иван начал достаточно поздно — в 20 лет.

Конечно, если сейчас задать вопрос, какая картина Шишкина самая известная, все тотчас назовут «Утро в сосновом бору». Изображение медведицы с медвежатами знакомо всем нам с детских лет — именно его мы видим на фантиках любимых многими конфет. Сейчас картина находится в знаменитой Третьяковской Галерее. Там же можно увидеть «Рожь», написанную в 1878 году, «Мачтовый лес в Вятской губернии», созданный в 1872, и некоторые другие полотна. Но кисти художника принадлежит большое количество других работ, менее известных обычному человеку, но от этого не потерявших своей ценности.

   Картина «Утро в сосновом бору» в Третьяковской Галерее Фото: Магдалина Гросс, личный архив
Картина «Утро в сосновом бору» в Третьяковской Галерее Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Чтобы начать учёбу, Ивану Шишкину пришлось сдать несколько экзаменов по рисунку, когда строгая мать всё-таки благословила его на поездку в Москву, чтобы поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Экзамены были выдержаны блестяще, и молодой человек стал студентом.

После окончания училища Шишкин понял, что знаний, полученных в этом учебном заведении, ему не хватает. Поэтому он решил продолжить образование в Московской Академии Художеств, но в то же время продолжал совершенствовать технику письма масляными красками. Для выполнения этюдов он постоянно выезжал то в Карелию, то в окрестности Санкт-Петербурга, то в Вятскую губернию. Он практически никогда не писал по памяти, стараясь изображать на холсте то, что видели его глаза. А учитывая то, что художник родился и вырос на Вятке, образы природы были самыми часто встречающимися в его трудах.

Обучаясь в Академии, уже на первом курсе Шишкин проявил такие способности в создании именно пейзажей, что ему открылась дорога для обучения за границей. Целых пять лет он прожил в Германии и в Швейцарии. Там его очень заинтересовали труды художников-анималистов, и он стал тщательно изучать анатомию и повадки животных.

В Россию Иван Иванович Шишкин вернулся в звании академика. Такой высокой степени его удостоили благодаря созданному полотну «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». В это же самое время Шишкин увлекся графикой и рисованием пером. В Елабужском музее есть несколько работ, выполненных в этом стиле. Они выполнены настолько изумительно, что привыкшие критиковать русских художников европейцы в один голос заявляли, что большего таланта в графических изображениях им доселе видеть не приходилось.

Когда в России зародилось общество передвижников, Шишкин с большой радостью присоединился к их движению и стал принимать участие в выставках, которые организовывались этим обществом. В это время он особенно подружился с художниками Василием Поленовым, Иваном Крамским и Фёдором Васильевым.

А в 1870 году он снова вернулся к такому виду искусства как гравировка. И увлекся он ею настолько серьёзно, что уделял гравировке времени куда больше, чем живописи. И обоим этим видам искусства он остался верен до конца своей жизни.

К тому времени художник уже был женат. Его женой стала сестра друга Фёдора Васильева — Евгения. От этого брака родилось трое детей, однако после рождения последнего ребёнка Евгения занемогла и через какое-то время ушла из жизни. Шишкин был убит горем. Сначала от чахотки скончались два его сына, потом жена, с которой он успел прожить всего шесть лет.

Второй брак также окончился трагично. На даче, где художник жил летом вместе с дочерью Лидией (к тому времени он был вдовцом уже три года), Шишкин увидел свою бывшую ученицу — Ольгу Лагоду. Чувства между учителем и ученицей вспыхнули очень ярко, вскоре они поженились.

Их дом всегда гостеприимно встречал друзей, родственников, гостей. Ольга, которая была натурой деятельной, сделала всё, чтобы Шишкин прекратил пить. А надо сказать, что водкой после смерти Евгении он увлекся не на шутку. Когда у супругов родилась дочь Ксения, более счастливых родителей было трудно себе представить. И вот тут художника подкараулил второй удар — спустя всего полтора месяца после родов Ольга скончалась от воспаления брюшины.

Всё хозяйство на себя взяла сестра Ольги — Виктория. Она была не замужем, поэтому всё время уделяла малютке, оставшейся без матери, а также дочке художника от первого брака — Лидии.

   Памятник И. И. Шишкину в Елабуге Магдалина Гросс, личный архив
Памятник И. И. Шишкину в Елабуге Магдалина Гросс, личный архив

Тем временем оправившийся от горя художник приобрел в окрестностях Санкт-Петербурга дачу и с головой окунулся в живопись. Здесь стоит сказать, что получивший звание академика на Западе, в России Шишкин оставался обычным художником. И только в 1878 году, вспомнив о такой оплошности, художественный совет Москвы присвоил Шишкину звание профессора.

Его он получил после создания картины «Лесная глушь», которая была выполнена в технике гравюры. Картина написана настолько правдоподобно, что кажется, что смотришь на фотографию. И вообще в то время, как художники стали увлекаться импрессионизмом, Шишкин продолжал творить в стиле реализма, делая особый упор на передачу света. При этом особое внимание он обращал на крошечные детали при изображении объектов живой природы. И смотрелось это не фотографично, а так, словно перед зрителем было открытое окно, за которым — живой, пленяющий взор пейзаж.

И до сих пор все те, кто видят работы великого русского художника, отмечают, что именно необычайная реалистичность первой бросается в глаза, когда смотришь на созданные им полотна.

«Реализм никогда не иссякнет как жанр», — говорил в свое время художник. И он оказался прав…

Автор — Магдалина Гросс

Источник — ШколаЖизни.ру