Найти тему
Наталья Чернышова

Фиолетовый цвет. История, философия и смысловые коды фиолетового колорита.

Фиолетовый колорит в последние годы все чаще и чаще становится основным игроком модных забегов. Он блистает на показах, красуется в street style, а институт цвета Пантон уже не первый сезон назначает оттенки фиолетовой гаммы ведущими колоритами года.

Тем не менее, фиолетовый – самый сложный, загадочный и непостижимый цвет всего спектра. Конечно, а как может быть иначе, ведь он соединяет в себе пламенную страсть красного и сакральное спокойствие синего.

-2

История фиолетового начинается с истории пурпура. У истоков лежит — тирский пурпур — именно он в свое время был символом богатства, верховной власти и отмечал связь материи с божественным началом. Он также считался цветовым символом роскоши и неумеренности.

Византийский обычай декорировать царскую родильную палату порфиром и пурпурными тканями, чтобы этот помпезный колорит стал первым цветом, который увидит новорожденный наследник престола, отразился в выражении «порфирородный», что означало рожденный в царской семье.

-3

Пурпур, наряду с красным, – единственные оттенки, которым нашлось место в Ветхом Завете. Если «красный» часто используется как синоним слову «цвет», то пурпур всегда появляется там, где речь идет о великолепии и достоинстве.

Альбрехт Баутс "Иисус в терновом венце"
Альбрехт Баутс "Иисус в терновом венце"

Когда солдаты Пилата возложили на голову Христа терновый венок, Спаситель был облачен в пурпурное одеяние. Пурпур стал символом страдания, жертвенности и кары. Литургические одеяния в периоды постов поэтому и окрашиваются фиолетовым.

капелла Сент-Шапель Париж
капелла Сент-Шапель Париж

Намного позже этот цвет стали воспринимать как цвет духовности и отрешенности. Прелаты Римской церкви облачили высшее духовенство в фиолетовый, а французские короли заменили черную траурную одежду на темный пурпур с синим оттенком.

С тех пор самые темные оттенки фиолетового, максимально близкие к черному, стали считать цветом меланхолии и нестрогого траура, который можно было надевать спустя несколько месяцев после похорон. А в средневековом церковном витражном искусстве фиолетовый стал символизировать смирение, покаяние и скромный образ мыслей.

В эпоху Возрождения он проявится в религиозной живописи - в фиолетовых одеждах часто будут изображать Ангелов и Деву Марию.

китайский мыслитель Конфуций
китайский мыслитель Конфуций

Трепетно относились к пурпуру и в Древнем Китае, многие ученые мужья предпочитали облачаться в одежды этого колорита. Дело дошло до того, что Великий Конфуций вынужден был предупреждать своих последователей, что дороговизна излюбленного ими цвета может вызвать недовольство простого народа. Конфуций советовал избегать в одеждах темно-пурпурных тонов.

-7

Природа же материализовала фиолетовый в минерале с именем аметист. Он защищал человека от дурных мыслей и инфекционных заболеваний. В Греции аметист использовали, чтобы предупредить опьянение.

Согласно легенде, священнослужители должны были носить аметистовые кольца не только в силу религиозных традиций, но и для того, чтобы не опьянеть от неумеренного потребления перебродившего виноградного сока. Греческий историк Лукиан даже описывает вымышленный город драгоценностей, в котором алтари были изготовлены из аметиста.

Викинги же предпочитали пить вино из аметистовых чаш, называя этот минерал камнем трезвости.

-8

В Египте аметисту приписывали целительные силы и возможности защитить своего хозяина от бед. Египетские воины брали аметистовые талисманы – обереги на поле битвы.

Также поступали и в Средние века. Считалось, что аметист успокаивает разум, излечивает бессонницу и дает возможность владельцу видеть вещие сны.

народ Сурма Эфиопия
народ Сурма Эфиопия

Сакрально фиолетовый символизирует переход некой границы, магическое превращение, проникновение мистического мира в повседневную жизнь. Французский философ – антрополог Леви Бруль, исследовавший примитивные племенные религии, рассуждая о магической идентификации человека с тотемными животными, утверждает, что порой человеческий разум и животный инстинкт самым таинственным образом оказываются тесно связанными между собой. Пример такого симбиоза можно встретить у многих народов, обитающих, к примеру, в южноамериканских лесах и Центральной Африке. Примечательно, что в этих племенах фиолетовый цвет пользуется особенным авторитетом.

-10

Средневековые мистики тоже отмечали сакральность фиолетового. Они связывали мир человеческого тела (красный цвет), мир духа и неба (синий цвет) воедино. В итоге образовывалась восхитительная мистерия (фиолетовый цвет), в которой царили уже совсем другие законы жизни и смерти.

Фрейдун Рассули "Всадник"
Фрейдун Рассули "Всадник"

Возможно, именно поэтому мистики, алхимики и колдуны маркировали себя темно-фиолетовым цветом. Они одевались, как монахи: простая фиолетовая ряса с капюшоном, а на руке кольца с камнями зеленого или синего цвета, обладающими, по их мнению, магической силой. Конечно, во многих странах колдовство было запрещено как богомерзкое занятие, и любителям мистики приходилось носить фиолетовую одежду тайком, на закрытых собраниях и шабашах.

-12

Фиолетовый не утратил мистицизма и духовности и в наши дни. Он до сих пор остается популярным у искателей чаши Грааля, магов и эзотериков всех мастей. Собственно говоря, в христианстве человек, одетый в фиолетовое (например, кардинал), также считался посредником между человеческим и потусторонним мирами. Похожую функцию этот цвет выполняет и в буддизме.

Представители этой религии носят не только оранжевую, но и фиолетовую одежду. Таким образом соединяя в себе материальное и духовное.

Фрейдун Рассули "Слияние света с тьмой"
Фрейдун Рассули "Слияние света с тьмой"

Несомненно, корни такого отношения к фиолетовому стоит искать в древности, когда пурпур наделялся священными смыслами. Считалось, что с небес нисходит фиолетовое пламя, которое выше даже высшего белого цвета.

Этот луч называли седьмым лучом, он нес с собой энергию милосердия и всепрощения. Мистики говорили, что аура фиолетового цвета является знаком свободного духа, а пурпур называли цветом лидерства, исполненным пышности и великолепия.

-14

В конце XIX века, когда обычный лондонский подросток совершенно случайно синтезировал первый синтетический краситель анилиновой группы - пурпурный мовеин, наука лишила пурпурный цвет царственного ореола. Ученые всех стран сразу же бросились испытывать новое вещество, смешивая его со всеми компонентами, до которых только могли дотянуться, и мир наводнили бесчисленные синтетические оттенки, в том числе и фиолетовой группы.

Я уже писала статью о оттенках Мадженты, с ней можно ознакомится здесь…

У фиолетового есть и печальная сторона. Поскольку самые темные оттенки фиолетового символически были связаны с траурной символикой, в некоторых станах такой оттенок считается цветом меланхолии и оплакивания. А где-то яркие красно-фиолетовые тона считаются признаком дурного вкуса или даже символом торговли телом.

Немецкий публицист и философ Освальд Шпенглер в своей книге «Закат Европы» писал: «Фиолетовый – красный, соблазнившийся синим, цвет женщины, не способной далее давать жизнь, цвет священников, давших обет безбрачия».

Несмотря на такое противоречивое отношение, фиолетовый не сдался. Он продолжил свою борьбу за существование. Полем для столкновений теперь стало изобразительное искусство, а, если точнее, живопись.

Но об этом – в следующей статье…

Буду благодарна за поддержку статьи в виде лайка и рада Вас видеть среди подписчиков канала. Если у Вас возникли вопросы, их можно задать в комментариях, по возможности, я обязательно отвечу.

Информацию об мне и услугах, которые я оказываю, можно найти на сайте (ссылка в шапке профиля)