Спал хорошо. Ночью дождь закончился. Встал, как обычно, рано - еще не было и семи утра. На завтрак отварная гречка и лечо. Негустой рацион, но надо приводить себя в порядок. После заболевания ковидом и как у меня пропало обоняние, я стал есть как не в себя, и при моем небольшом росте, мой вес ушёл далеко за 90 кг.
Оглавление.
После ужина я собрался и прогулялся до озера. От места моей стоянки, до берега озера, вела полоса рыжей травы. Видимо, когда-то до берега шла дорога по которой можно было спокойно, наверное, проехать на машине. По обеим сторонам «рыжей дороги» были заросли брусники и черники. Пользуясь возможностью и щедрым подарком леса я то и дело останавливался, и набирал горсти ягод в ладони, и с огромным аппетитом закидывал их в рот. Выйдя на берег передо мной открылась водная гладь озера Отно. Озеро Отно имеет длину - 3,5 км, ширину 2-3км, среднюю глубину - 1,5м.
Честно сказать, смотреть на озеро с берега было не очень интересно. Поэтому, задерживаться тут не стал, а прошелся чуть в сторону, на само болото.
Болото предстало передо мной в весьма хмуром виде.
К тому же, видимо, из-за шедших накануне дождей, вода на болоте поднялась и передвигаться по болоту было, во всяком случае, для меня некомфортно.
По краю болота к бруснике и чернике добавились кусты голубики, ветки которых были усыпаны ягодами. Это было, какое-то витаминное утро! Мне кажется, что время на сбор и поедание ягод, я затратил больше, чем на время на передвижения.
Вернулся к машине, собрал все вещи и отправился дольше в путь.
Дорога от места ночёвки и до асфальтовой дороги проходила через шикарный сосоновый бор, по земле которого стелился шикарный белый ковер из ягеля. Я давно не был в таких лесах! Последний раз такой лес я видел, в далёком 2012 году, на Терском берегу Кольского полуострова.
Заметил вот такие грибы повсеместно растущие в ягеле. Интересно, они съедобные? Кто знает?
Асфальт быстро домчал меня до посёлка Борисово-Судское.
Это последний крупный оплот цивилизации, где есть АЗС и магазины.
Вот это фото, сценами на топливо, - как памятник моей лени, что ли. Сейчас поясню. Это фото было сделано чтобы показать какое дорогое топливо здесь - литр дизеля стоит -52,99, в то время в Москве тот же дизель стоил - 49,70; а у меня был выход так вообще, по 35 рублей за литр... Но те времена прошли... И сейчас, когда я пишу этот отчет, дизель стоит 63,10... А в Мурманске цена перевалила уже за 70 рублей...
Залив полный бак топлива и купив кое-какие продукты в магазине я еду дальше. Впереди меня ждут грунтовые дороги и таёжные леса с болотами.
После Борисово-Судского, еще какое-то время, дорога была асфальтовая, затем, на небольшое расстояние появился кусок грейдера, затем снова непродолжительный кусок асфальта, который вскоре окончательно сменился на грунтовку.
За окном то и дело мелькали поля с огромными плантациями пожухшего кипрея. Вот это поле, вот все что коричневое, - это все иван-чай! Интересно, а сколько можно было бы его заготовить?
Появились первые «деревяшечки».
После поворота по указателю «Пяжелка 13,5» «Григорьевская 29» пришло время чуток выпустить воздух из колес - чтобы ехалось помягче.
Спустя час, тряский грейдер привел меня в куст деревень Пяжозеро, а конкретно в деревню Макарьевская.
Я думаю что кто-то возразит - мол какая деревня? Церковь есть - значит село! Да, согласен. Но кто-то, из читателей, «требует» официальных статусов, а официально это деревня!
В Макарьевской сохранилась деревянная Спасо-Преображенская церковь 1856 года постройки.
Чуть истории:
Деревянный храм, обшитый тёсом, построенный в 1856 (1857) г. в духе образцовых проектов. Одноглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. Второй престол Казанский. Закрыта в 1920-х гг., использовалась как школа, клуб, в годы войны - госпиталь. С 2005 г. периодически проводятся богослужения.
Рядом с деревней есть небольшое озеро. На краю деревни есть поляна, где можно разбить лагерь. Есть даже туалет М и Жо.
Все чаще и чаще начинают мелькать болота! Болота - моя слабость!
Люблю я их. Казалось бы, что тут красивого? Все сюжеты однотипны. От части да, но мне нравятся они - нравятся. Нравятся их пёстрые осенние краски, корявые сосенки, и погибшие стволы елей, которые стоят посреди болотного ковра как обгоревшие спички. А еще, я говорил неоднократно в своих рассказах, что болота восхитительно пахнут! Я не могу передать этот аромат, но кто знаком с болотами тот не даст соврать.
Внезапно, наезженная дорога сворачивает куда-то налево, видимо на делянку. А мне надо прямо. Дорога сразу стала узкой, кусты ветками начали дотягиваться до кузова машины, ласково поглаживая ее.
На таких дорогах, обычно, скорость невысокая, едешь себе в удовольствие с приоткрытыми окнами, слушаешь как тарахтит дизель на малых оборотах и вдыхаешь ароматы болот, и осеннего леса.
Вдруг, при лёгком нажатии на педаль тормоза, через приоткрытое окно, до моего уха доносится противный скрип от пискунов тормозных колодок. Этот писк сигнализирует то, что тормозные колодки просятся под замену. Вот это было конечно неожиданно. Так как колодки я меня в январе этого года, я уж никак не ожидал, что за 2/3 года они сотрутся. Но видимо, подклинивающие направляющие и песчаная взвесь в лужах, начали добивать колодки прямо здесь и сейчас. Честно сказать не смертельно, но неприятно, особенно, неприятным был этот пронзительный писк. Этот факт немного испортил настроение, ведь я знал, что впереди меня ждут многие десятки километров грунтовых дорог с бесконечным количеством луж. Ладно, не первый день за рулём, будем реже пользоваться педалью тормоза - больше тормозить скоростями, а выбравшись в цивилизацию буду уже решать, что дальше делать.
На улице, тем временем, начался дождь.
Под аккомпанемент дождя и писк скрипунов я выехал на широкий грейдер названный мною - Зубовским трактом. Почему я его так назвал? Да все просто - шел этот грейдер в поселок Зубово. Проехав по Зубовскому тракту меньше километра я снова поворачиваю на север. До Шимозера остается 12 километров. Кстати цифра 12 в этом путешествии будет постоянно фигурировать у меня. Как я не взгляну на навигатор, до какой-нибудь точки будет 12 километров и так почти все путешествие.
Начало грейдера до Шимозера был широким и ровным. Я уж грешным делом подумал - сейчас пять минут и я на месте. Но широкий ровный грейдер закончился внезапно, а дальше шла обычная лесная грунтовка. На встречу мне выехало пару машин, одна из них была с прицепом на котором была большая лодка, второй машиной был какой-то кроссовер или отечественная Нива, сейчас уже и не вспомню, но точно, что-то небольшое, которое намекало, что с проездом проблем не будет.
Дорога на Шимозеро, представляла собой узкую лесную дорогу, с большим количеством луж.
Спуски и подъемы, по бокам гряды камней. Слева располагался крутой спуск, а справа высокая гора. Интересный ландшафт. А вот лес по обеим сторонам дороги был так себе. Совсем не ощущалось Северной стороны. Вместо сосновых боров, меня окружали березы, ели, ольха и куча разного рода подлеска. Здешний лес был чем-то похож на лес подмосковный. По итогу 12 км дороги я ехал 1:10.
Вскоре добрался до Шимозера. На удивление, на озере было многолюдно. Ну как многолюдно? Для такого дикого места, пару машин и пяток другой людей, я считаю, что многолюдно.
Первым делом поехал на, так называемое, озеро Черная Яма. Вроде, как именно здесь находится воронка в которой переодически исчезает Шимозеро.
К моему приезду дождик немного стих. Прогулялся на берег озера. Вода стоит. Каких либо намеков на уход воды не заметил. Хотя, когда возвращался к машине, шел вдоль.... берега? нет, наверное, залива? Даже не знаю, как правильно сказать... И вот там, как мне показалось, вода чуток отступила от берега...
На берегу Шимозера сохранился храмовый комплекс из деревянной и каменной церквей.
Каменная церковь иконы Божией Матери "Знамение" - 1808 года постройки и деревянная - Георгия Победоносца 1800 года постройки.
Все это, конечно, в заброшенном и полуразволившемся состоянии. Пробравшись сквозь заросли крапивы и пожухшего иван-чая, я был мокрым насквозь! Вот просто - от груди и до стоп ног. К тому же, осенний дождь, начал поливать с новой силой.
Быстренько осмотрел церкви, хотел было пройти на берег Шимозера, да не тут то было. Шимозеро походило больше на какое-то болото, чем на северные озера. Берег озера был заилен, к воде вела гать из порубленной поросли березы, да и честно говоря, озеро совсем не впечатлило. Больше того - здесь я ощущал себя очень некомфортно. Такого чувства дискомфорта и тревоги я не испытывал уже очень давно. Хотелось побыстрей отсюда уехать.
Место явно не приняло меня.
Может быть это была эмоциональная составляющая: одиночное путешествие, промокший насквозь, скрип тормозных колодок... Может быть, все это так наложилось, на восприятие мной этого места. Не знаю, но задерживаться здесь я точно не хотел. Поэтому сел в машину и поспешил обратно, в сторону выезда с озера.
По пути начал присматривать места для ночевки. На берегу озера была неплохая избушка. Внутри печь из бочки, кровать и даже пару матрасов. Нет, конечно, ночевать я бы тот не стал, у меня есть нормальная кровать в машине, да еще и с печкой. Но рядом с избушкой можно было бы припарковать машину. На и тут было грязно и сыро. Место мне показалось неудачным.
Отъехал от озера наверное с километр. Увидел отворотку, свернул на нее. Еле заметная полевая дорожка, привела меня на небольшую возвышенность. Дальше вниз дорога спускалась к озеру. Но там, так же как и на Шимозере, было сыро и грязно. Поэтому я решил остаться здесь - на верху. Здесь было как-то поспокойней. Тем более, здесь на верху горки, росли несколько сосен - добрые деревья, я люблю их.
На ужин приготовил себе тушёные овощи. Отныне, эта «гадость», будет постоянно на моем вечернем столе.
Стемнело. Осенний день короток. Уже в шесть часов вечера становится темно. Поэтому после ужина, я удобно разместился на спальной полке, как обычно перед сном пролистал отснятые фотографии, прикинул планы на день грядущий и уже в восемь часов провалился в мир снов.
Подписывайтесь и заходите в ТГ -https://t.me/den_solotareff