Пакет помощи обсуждался в США с середины осени, и основным возражением против выделения помощи другим странам со стороны республиканцев был вопрос укрепления собственной границы США с Мексикой и пресечение нелегальной миграции. Теперь пакет будет обсуждаться в палате представителей
Сенат США утвердил пакет помощи для Украины на 60 млрд долларов. Проект поддержали десятки сенаторов-республиканцев, но в палате представителей судьба документа остается неопределенной.
Новый пакет военной и экономической помощи для Украины, Израиля и Тайваня обсуждается в США с середины осени, и все это время Республиканской партии удавалось блокировать движение документа. Основным камнем преткновения был вопрос границы с Мексикой: республиканцы требовали увязать укрепление чужой безопасности с поддержанием своей. На прошлой неделе CNN писал о достижении «хрупкого компромисса» по комбинированному пакету — и союзникам, и на границу, — но против полумер выступил Дональд Трамп, и проект был отклонен. Зато теперь через сенат удалось провести пакет без средств на границу — за проголосовали 70 сенаторов из 100, в том числе 22 республиканца. Есть ли у документа шансы в палате представителей? Комментирует профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:
Андрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «Для палаты представителей я бы сказал, что эти шансы сейчас 50 на 50. Джонсон как спикер имеет контроль над повесткой, и пока он заявляет, что он даже не собирается ставить этот законопроект на голосование. Если все-таки это произойдет, то пока непонятно, каковы будут результаты, поскольку против будут голосовать, видимо, больше половины республиканцев, но там другая структура и демократической фракции по сравнению с сенатом. Там много ультралевых, которые выступают против этого пакета, но не в связи с Украиной, а потому что они не хотят давать какую бы то ни было помощь Израилю. Поэтому начинается оппозиционная игра, не исключено, что пакет все равно будет или заморожен, или республиканцы в палате представителей потребуют внесения изменений: скажем, увеличения помощи Израилю при снижении помощи Украине. Но вот это вопрос оппозиционной игры, на которую очень сильное влияние, прямое влияние будет оказывать Трамп».
За проект проголосовал — то есть как бы бросил вызов Трампу — и глава республиканского меньшинства в сенате Митч Макконнел. Как выразился сенатор, «история всех рассудит», но в вопросе «американского лидерства и силы» верхняя палата конгресса «не моргнула». Глава республиканского большинства в палате представителей Майк Джонсон заявил, что его фракция продолжает настаивать на включении в законопроект средств на укрепление границы. Своими оценками делится руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев:
Борис Шмелев руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН «Лично мне было ясно, что как бы там ни было, но все-таки они эту помощь предоставят. Затягивание с предоставлением помощи было связано с разногласиями по другим вопросам, с игрой республиканцев на том, чтобы прекратить эту политику, которую проводит Байден, по открытию границ для эмигрантов. Они тянули это до последнего, но нет никаких свидетельств того, что политическая элита Соединенных Штатов Америки готова пожертвовать Украиной ради межпартийной борьбы. Мы должны прекрасно понимать, что речь идет не о живых деньгах. Речь идет не о том, что эти 60 млрд прямиком придут в Киев и их положат там в банк. Эти 60 млрд будут потрачены на производство боеприпасов, различного вооружения. Это своеобразное инвестирование в американскую промышленность, поэтому нужно исходить из того, что Украине помощь будет оказана, будет оказываться в возрастающих масштабах. И интервью Такера с Владимиром Владимировичем Путиным, и реакция на это интервью со стороны Запада показывает: Запад на уровне политических элит, руководства стран ни к каким переговорам, никаким компромиссам пока не готов».
В своем первом за два года интервью иностранному журналисту Путин заявил, что Россия готова говорить о завершении конфликта, только если Запад остановит военную поддержку Украины. Как выразился российский президент, тогда «все закончится в течение нескольких недель». Трамп, выступая в январе перед избирателями, обещал завершить противостояние между Москвой и Киевом сразу после победы на выборах. Причем еще до того, как он вступит в должность президента.