В новогодние праздники с детьми посмотрел сериал "Слово пацана".
Впечатляет... Причём, - очень сильно... - Снято предельно правдоподобно.
И его надо смотреть именно с детьми. Тем более, что именно дети мне его и порекомендовали (попросили с ними посмотреть). Более того, как оказалось в процессе просмотра, они сами уже всё посмотрели.
Супругу начало "подташнивать" еще с первой серии, - она у меня из другого мира (это не шутка, не аллегория и не гипербола, - всё по серьёзному, - благодаря ей мне понятна позиция тех, кто "за возврат СССР", - "у кого там было всё хорошо"). Зато автор, - из того мира, что был в сериале. И возвращаться в СССР никому не советует. Сейчас попробую пояснить почему.
Сюжет сериала про подростковые банды в Казани накануне развала Советского Союза (конец 80-х - начало 90-х годов). Главный герой школьник Андрей по кличке "Пальто" оказывается один на один с окружающей действительностью, в реальности, которая сильно отличается от того мира, про который говорили тогда по телевизору, радио и писали в газетах:
В целом, как оказывается, история "сериала" очень даже реальная. Вплоть до соответствия "героев" и времени действия, - середине 80-х - началу 90-х годов:
Основная мысль этого поста, - не пересказ сериала, а просьба его посмотреть, причём, - желательно с детьми. А ещё, - пожелание расстаться с мыслью/иллюзией "вернуть СССР" после этого "кино" и примеров автора из собственной жизни "тогда".
В "слове пацана", по моему мнению, - живо и точно передан настоящий кошмар тех, кто окружал вчерашних "пионеров", решивших стать "настоящими пацанами" и сломавшими жизни не только себе, но и близким людям:
Откуда знаю? Главный герой сериала Андрей "Пальто" мне напомнил самого себя и то время. Смотреть очень интересно. Но вспоминать, - "не очень".
Более того, - "про похожесть" мне сказали мои дети, - они видели мои "детские" (и не очень) фотографии "из личного альбома":
А с детьми его надо смотреть, чтобы им было понятно: "как было", чтобы понимать: "Как стало сейчас". Кроме этого, чтобы они знали, что "старшему поколению" было не просто в жизни. Мои, например, на меня стали по другому смотреть, когда узнали, что мой шрам на затылке появился не от рождения, а когда "нехорошие ребята" ударили меня сзади кастетом так, то у их папы чуть не выпал из рук "предмет, похожий на пистолет"))) История про шрам на лице и "другая информация" позволили завоевать ещё больше их авторитета.
Антисоветская идея сериала? - абсолютно! Но это правильное антисоветское кино. Без оголтелого отрицания всего советского из прошлого. Да, в СССР было много хорошего и недефицитного, чего сейчас не хватает, например, - людей с характерами. Всё остальное было - .....
Сам сериал сделан отлично, - актеры играют очень убедительно. "Атмосфера" того времени передана прекрасно. Личные катастрофы следуют одна за одной...
И это всё на фоне окружающей тоски и нищеты огромной разваливающейся страны, потерявшей управление. Где досуг молодежи? - Нет! Один формализм.... Но "свято место пусто не бывает". Если молодёжи никто не может предложить варианты "приложения сил", она "развлекает себя сама, - как умеет":
Мне отчетливо запомнилось то время, когда живя большой семьей на "птичьих правах" (во "временном жилье") в деревянном доме (с печным отоплением, водой из колодца и "удобствами на улице"), мы слушали "сверху" красочные теоретические истории о "коммунизме", который "вот-вот и наступит". На самом деле, он был уже тогда. Но, - не у всех:
И дом тот был на окраине приполярного города, знаменитого на весь "союз" своей колонией (ИТК, - "наследницей" СегежЛАГа из системы ГУЛАГа, да, да, - того самого, - настоящего) и огромным целлюлозно-бумажным комбинатом (который тоже строили "ЗэКа").
Этот сериал – по смыслу образец: «что такое хорошо, и что такое плохо». Это не романтизация "того времени", а показательная грязь, нищета, безысходность, насилие и плохие истории, которые плохо заканчиваются...
Это становится особенно хорошо понятно, когда ты сам жил не просто в "историческом месте", а ещё и среди "легендарных персонажей", которым после "отсидки" некуда было возвращаться и они "оседали" в нашем районе.
Сосед, слева по диагонали от нашего дома, был городской "легендой", все знали, как перед визитом ОБХСС он сбрасывал краденые с завода детали в прорубь у берега, но их оказалось на столько много(!), что они горой показались из той проруби))) Как говорится: "Жадность фраера сгубила"...
Напротив нас жила супружеская пара пенсионеров: "дядя Митя", - в прошлом был капитаном корабля, но... "что-то пошло не так" и корабль утонул, погибли люди. А вот его супруга (после колонии) была куда более интересной личностью, - в прошлом... главарь банды налетчиков в Ленинграде.
И рядом было ещё много "интересных соседей", которые могли рассказать столько всего, что Солженицыну хватило бы ещё на пару книг к своему "Архипелагу"...
И не говорите, что всё зависит от человека. На 90%, - ВСЁ зависит от его окружения. Андрею-"пальто" из сериала не повезло, - у него не было отца, которого не смог заменить "дядя-следователь", но с "успехом" заменила улица. Мне повезло (относительно). В противовес "интересным соседям" у меня был пример моей семьи (в самом большом смысле, вместе с дядями, тетями и пр.).
Самым большим авторитетом для меня был мой дядя (родной брат отца), - Герой Труда Анатолий Калитин. Который, к тому же одно время был и депутатом Верховного Совета СССР. Депутатом он был правильным, поэтому дальше (на второй срок) его "депутатствовать" не позвали.
Но, пример дяди и его "депутатство" были "палкой о двух концах", - с одной стороны у меня перед глазами был пример "как надо", а с другой стороны, мне хотелось самому всем показать "как надо" и во всём навести порядок.. И это в "не самом простом" районе "не самого благополучного" города.. В общем, пришлось пробираться "через тернии к звездам"))
Бедные мои родители...
Только сейчас, начинаю понимать, особенно после "слова пацана", как им было не просто со мной. Особенно, когда у меня "наоборот" от примера Андрея-"Пальто", по примеру своего дяди-героя, начало "заклинивать" на порядок и включаться режим "супер героя" и "героического председателя совета пионерской дружины школы" (которым меня, как самовыдвиженца выбрали, потому что у всех других либо не было желания и амбиций, либо они просто то ли боялись, то ли были "умнее", - не высовывались).
У нас, конечно была не огромная Казань, а средний "50-ти тысячник", поэтому из районов города сформировалось четыре "группировки":
"Гористовские" (район на полуострове с центральной улицей, - Гористой)
"Микрорайонские".
"Городские".
"Доковские" (потому что ДОК, - район города с деревообрабатывающим комбинатом, отдельным от целлюлозно-бумажного).
И "казанского феномена" у нас не случилось, наверное, из-за того, что в нашем, относительно небольшом городе, практически все взрослые знали друг друга если не через работу на комбинате, то через "зону".
Самым безумным моим поступком тогда было вклинивание между готовящимся сражением между "гористовскими" и "микрорайонскими". Мало того, что "как председатель школьного совета дружины пионеров" автор отказался "биться за гористовских", так ещё и через директора вызвал милицию, которая приехала и шестером, дубинками разогнала толпу человек под пятьдесят, вооруженную кастетами, ножами и х.з. чем...
До сих пор, ясно помню диалог с этими милиционерами, когда один из них пробегая мимо меня за "настоящими пацанами", оторопело спросил:
- "А ты почему не убегаешь"?
- "А зачем мне убегать, - это я вас вызвал".
- "О, наш человек", - после школы пойдешь к нам работать?"
- "Не, я после школы в военное училище пойду"
- "А почему не к нам?"
- "Потому что у вас - дубинки, а там - автоматы"...
Что со мной потом было? Да ничего. "Как бы лидер" "гористовских" (типа "Вовы -адидаса", только "уровня неоконченного ПТУ") попробовал мне предъявить претензии, но полностью сдулся, когда мой отец написал на него заявление в милицию, - оказалось на нем уже висит "условка". В общем, влияние родственников, - штука серьезная. Особенно, если родственники серьезные сами по себе.
Вот тогда со мной пришёл говорить наш "местный "Кощей":
Быть твердолобым и неуступчивым, крайне глупо и неосмотрительно. В итоге, - отец тогда заявление забрал, а наш "местный Вова-"Адидас" дальше обходил меня стороной. Надо сказать, что время всегда и всех расставляет по своим местам. Наш "местный "Адидас" в итоге, через пару лет получил срок за кражу. И попал сидеть на нашу местную "семерку" (ИТК-7). А это такое место, что некоторые ЗК из других колоний "вскрываются", если узнают, что их переводят туда по этапу. В общем, когда случайно встретил его через семь лет, - на него было страшно смотреть, - он был как дрессированная забитая собака.
Кстати, не поверите, но наш "местный "Кощей" был не глупым и когда мне стало интересно "где он и как", нашел его.... младшим лейтенантом в полиции)))
Так получилось, что "тогда" мне приходилось общаться ещё и с нашим "местным "Желтым", который был и "доковским", и "главным боксером города", а автор ходил в секцию бокса:
С нашим "местным Желтым", который после бокса взял курс "на предпринимательство" история закончилась очень плохо. Его дома вместе с младшим братом (тоже боксером) расстреляли неизвестные в "нулевые" годы...
Был у нас в Сегеже и местный "майор милиции Ильдар Юнусович":
Бедные мои родители.... А еще про советское время можно вспомнить, как у них и миллионов таких же, как они трудяг, копивших практически всю свою сознательную жизнь, зажравшиеся партийные СОВЕТСКИЕ бонзы украли практически все сбережения, провернув в одночасье "павловскую реформу"...
А 90-е годы, как следствие "работы", - бездействия и разложения партийно-номенклатурного "аппарата"... Сколько они унесли и изуродовали жизней? Не буду здесь расписывать сегежские мерзости и ужасы "того времени", но поверьте, - там кровь была не только на асфальте....
Отец в те времена со смехом рассказывал, как один комбинатовский работник ездил на лодке на рыбалку, а на веревке в полиэтиленовом мешке за собой возил "ДП-27" (пулемет Дегтярева). А однажды, когда мы в начале 90-х уже наконец-то переехали в городскую квартиру, к нам в дверь позвонили два мужика и просто предложили купить пистолет-пулемет "Узи" и полведра патронов к нему))))
Была ли у меня возможность вырваться "оттуда" тогда, при "Советском Союзе"? Теоретически, - да. Практически, - почти невозможно (только если каким бы ни будь "лимитчиком"))). Все мои товарищи по "восьмилетке" остались там:
Зато сейчас, они могут, при большом желании, так же как и автор, - жить где захотят. Другое дело, - там тоже сейчас не "советское время" и тоже стали жить лучше. Значительно лучше. И это тоже Сегежа. Уже новая. Российская:
Вывод.
Обязательно посмотрите "Слово пацана". Желательно, - с детьми.
Нужен ли нам возврат "в советское время"? Однозначно, - нет. Но взяв всё лучшее "оттуда" надо идти дальше, в будущее и строить новую сильную, безопасную и комфортную Россию.
И ещё.
Специально для "сталинистов", - любителей СССР.
Про "СегежЛАГ". Так получилось, - дед работал в "СегежЛАГе" обычным разнорабочим и истопником. Если бы не заключенный профессор ("враг народа"), который из подручных средств сделал лекарство (так как в "тех, советских" аптеках нифига не было) для моей бабули, - автора не было бы сейчас на этом свете, как и не было бы тогда у моего деда четырех сыновей, один из которых потом стал Героем Труда.
Про жёсткое сталинское время можно хорошего сказать только то, что: "Хорошо, что мы в нём не живём". Дед был чудовищной силы и в схватке с урками (исключительно в целях самообороны против вооруженных ножами и заточками) кочергой забил семерых. И "за превышение пределов самообороны" был поставлен перед выбором: "или "срок", или в штрафной батальон". Тогда он чудом выжил в "штрафниках" и в пехоте, многократно раненный и контуженный, за несколько лет пешком пришел в Германию. Жёсткое время "тогда" было жёстким ко всем...
С чего вы взяли, что в "новое" жёсткое время будет по другому?
На сегодня всё.
Всем, как всегда, - желаю крепкого здоровья, финансового благополучия и мирного неба над головой!