Булгаков. Интересные Факты.
Владимир Маяковский... Странные и весьма не ординарные чувства испытывал к нему Булгаков.
Вообще отношения с теми немногими, кто привлекал внимание Булгакова, либо не складывались никак, либо превращались в пожизненный, страстный, порой безмолвный диалог.
В этом смысле, главной, ключевой фигурой в жизни Булгакова был, безусловно, Сталин. Невероятные, запутанные отношения писателя с вождем и стали причиной трагического финала Булгакова.
Не менее значительной для внутренней, духовной жизни Булгакова стало зримое, а также незримое присутствие Маяковского. Думается, их отношения не прекратились и после смерти поэта. Что связывало и разъединяло их,, кто был ведущий, а кто ведомый в их непростом диалоге? Их обоих наверняка тянуло друг к другу, и каждый сообразно со своими убеждениями и состоянием души на тот момент выражал их, или , напротив скрывал взаимную приязнь или неприязнь , а порой и полное неприятие визави.
Булгаков в силу большой своей одаренности и более развитой и вышестоящей душевной конституции вел себя весьма благородно по отношению к Маяковскому, который считал себя непримиримым идейным противником Булгакова.
Это свое отношение к Булгакову- писателю и Булгакову- человеку Маяковский не скрывал никогда. Более того он поступал эпатажно и вызывающе. Его неприятие Булгакова было чрезмерным и абсолютно неоправданным - это уже был дурной вкус. Он вел себя как вздорный мальчишка. Их общей с Михаилом Афанасьевичем знакомые Марике Чимишкиан он сказал даже: " из-за тебя я даже с Булгаковым подружился." Это все- таки с головой выдает Маяковского - он испытывал острый неподдельный интерес к Булгакову, что в свою очередь, позволяет угадать в Маяковском человека, способного оценить величину личности его якобы недруга.
А теперь, чтобы по возможности понять, как они влияли друг на друга, выберем вначале простой путь, а именно публичное отношение Маяковского к Булгакову, потому как то, что он чувствовал, на самом деле останется для всех за семью печалями, хотя... Итак , сухая констатация фактов. Начнем, пожалуй, с его выступления на диспуте " Театральная политика советской власти" 2 октября 1926 года. Это был не совсем обычный день. В этот день состоялась генеральная репетиция " Дней Турбиных": " В чем не прав совершенно, на100% был бы Анатолий Васильевич( Луначарский)? Если бы думал, что эта самая " Белая гвардия" является случайностью в репертуаре Художественного театра. Я думаю, что это правильное логическое завершение: начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили "Белой гвардией".
В этом же выступлении Маяковский предлагал не запрещать постановку, а просто- напросто сорвать ее. В глобальном смысле этого не свершилось, а вот личную попытку Маяковский все же предпринял: демонстративно покинул спектакль сразу после начала В " Бане" в негативном контексте упоминается все та же пьеса" Дни Турбиных". А в " Клопе" и вовсе: " Сплошной словарь умерших слов.. бублики, богема, Булгаков..."
Что же это? Личная неприязнь? Тотальное, идеологическое неприятие творчества Булгакова? А может быть элементарное непонимание? Последняя мысль представляется абсурдной. Такой эмоционально напряженной человек, как Маяковский, не мог не чувствовать всю глубину гениальности Булгакова. Он просто не мог себе позволить принять в полной мере творчество Булгакова в силу созданного ( как кажется, чисто внешнего) имиджа. Возможно даже, что это внешнее наполнение его образа повлияло на верхний слой подсознания, но душа его. - душа ребенка, ранимая, чувственно не защищенная - тянулась к Булгакову.
Что же Булгаков? Ни одного публичного выпада против Маяковского. И более того, ни одна из женщин, то бишь жен Булгакова ( а они были самыми близкими для него людьми, даже в силу количества времени, проведенного рядом) не могла вспомнить, чтобы Михаил Афанасьевич дурно отзывался о Маяковском. Кстати о женщинах... Продолжение следует.