Найти в Дзене
Всё обо всём

Логика и функции снов💤

Экспериментальных подтверждений того, что сновидение — это всегда законченный, связный и логичный рассказ, нет. Наоборот, на этот счет есть прямо противоположные данные: сновидения связны и логичны лишь во время медленноволнового сна, а сны во время БДГ-фазы более странные и причудливые. В целом происходящее в мозге во время сна, то есть то, что мы потом формулируем как сновидения, вообще нельзя представить как последовательность событий. Это можно проверить экспериментально: во многих случаях на фМРТ не видно, чтобы порядок «картинок» в сновидениях соответствовал потом нашему «сторителлингу». Наш мозг превращает увиденное во сне в законченную историю, когда нас просят об этом рассказать. На самом же деле никакой логики в сновидениях нет, и наше сознание просто вынуждено придумывать историю, чтобы выстроить определенную логику и как-то уложить сны в голове.

Многие исследователи разделяют предположение, что перебор каких-то возможностей, новых комбинаций, складывающихся из разных нейронных групп, помогает нашему мозгу в нескольких направлениях. Во сне происходит реорганизация, помогающая избавиться от деталей и помнить лишь то, что может быть условно названо смыслом. Эпизод, в котором приобретен какой-то опыт, постепенно сотрется, но останется его суть. Комбинируя этот новый опыт с уже имеющимся у нас, мы реорганизуем его таким образом, чтобы он мог быть использован не только в той ситуации, где он был приобретен, но и в других ситуациях в будущем.

Сны могут играть защитную роль. У многих есть истории, которые с течением времени становятся не такими болезненными. Время лечит, потому что мы перестаем помнить, как это было. Во сне происходит своего рода терапия: за счет реактивации нейронных групп мозг находит болезненное место, с чем-то эти нейроны ассоциирует и создает с ними иную комбинацию. Проводились исследования, в которых людям показывали определенные видеофрагменты и в течение года опрашивали, чтобы понять, как они помнят эти ролики. Оказалось, что со временем действительно уходят детали, что-то реорганизуется, люди могут дорисовывать фрагменты, как-то их искажать. То же самое происходит с нами и в жизни. Наша память несовершенна — и, кажется, это ее плюс.

Кроме того, нам не снятся все события прошедшего дня. В некотором смысле отбор информации для сновидений — какая-то форма интуиции, потому что интуиция — это тот наш опыт, к которому мы не имеем доступа. Есть предположение: мы видим во сне лишь то, что нас беспокоит. Точнее, мозг продолжает во сне заниматься решением наших проблем. Существует много историй о том, как людей что-то беспокоило и они находили ответы во сне — например, анекдоты о Менделееве, которому приснилась его таблица (которую якобы сначала во сне увидел Пушкин, но ничего не понял).

Есть исследования, в которых показано, как во сне можно находить новые решения именно за счет рекомбинации активности в мозге. Поэтому сон как ситуация, в которой непрерывное обогащение информацией и опытом останавливается и можно что-то перекомбинировать так, чтобы использовать это в дальнейшем, — в некотором смысле форма обучения, закрепления и повторения.

На текущий момент неизвестно об экспериментальных исследованиях, которые показывали бы, что какие-то события имеют тенденцию появляться во сне с большей вероятностью, чем другие, за исключением одного аспекта — социального. Есть даже предположение, что роль сновидений связана именно с нашей социальностью, взаимодействиями с другими особями в социуме.