Найти тему
XX2 ВЕК

Чернокожее население Древнего Египта

Ливиец, нубиец, азиат, египтянин.
Ливиец, нубиец, азиат, египтянин.

Недавно разразился скандал в связи с тем, что в мини-сериале от Netflix знаменитая египетская царица Клеопатра VII Филопатор из династии Птолемеев представлена темнокожей. Безусловно, подобное художественное решение является антиисторичным, поскольку род Птолемеев происходил из далекой Македонии и едва ли мог иметь негритянские корни. Коренное население Древнего Египта также принадлежало к европеоидной расе. Однако задолго до Клеопатры чернокожие нубийцы действительно жили в Древнем Египте — причем далеко не только в качестве бесправных рабов. Эту тему затрагивает, например, работа Г. А. Беловой «Египтяне в Нубии».

Ведя экспансию в Нубию, египетские фараоны в то же время активно комплектовали нубийцами собственную армию: «Следует особо остановиться на титуле "начальник отряда чужеземцев", поскольку, пожалуй, до сих пор нет единства в трактовке значения этого титула, хотя попытки его перевода были предприняты еще в начале XX в. Надписи "начальников чужеземных отрядов" сохранились в Нубии от времени V—VI династий, а граффити sḫmw-c c3w — "руководителей чужеземных отрядов", вероятно, от XII—XIII династий (по Л. Борхардту, от времени IV династии (Borchardt, 1898, с. 99, Reisner, 1942, ил. 258). Последний титул, возможно, являлся более поздней формой исследуемого (Берлев, 1978, с. 164). А. Гардинер первым увидел связь слова c3w с позднеегипетским 3сс — "переводить с чужеземного языка" и предложил толковать титул как "начальник переводчиков" (Gardiner, 1915, с. 125). Т. Севе-Сёдерберг придерживался мнения А. Гардинера (Säve-Söderbergh, 1941, с. 15). Еще один вариант перевода титула был предложен Б. Б. Пиотровским — "начальник каравана" (Пиотровский, 1966, с. 81). В 60-х годах Х. Гёдике после исследования надписей, в которых упоминалась эта категория военных чиновников, пришел к выводу, что наиболее точно смысл термина передает выражение "начальник отряда чужеземцев" или "начальник наемников" (Goedicke, 1960, с. 64). С доводами, приводимыми Х. Гёдике, трудно не согласиться. Действительно, судя по надписям, imjw-r c3w ("начальники аау") были руководителями отрядов, которые набирались в основном из чужеземцев». В древнеегипетских надписях упомянуты воины из нубийских племён маджаев и нехсиу, а также из земель Вават, Сечу, Иам и Ирчет.

Позднее, при переходе от эпохи Древнего царства (середина XXVIII — середина XXI века до нашей эры) к эпохе Среднего царства (середина XXI — середина XVII века до нашей эры) нубийские наемники из племени маджаев активно проникают и на территорию самого Египта, участвуя в протекающей там политической борьбе между царями Гераклеополя и Фив: «Примечательно, что, пользуясь военной обстановкой в самом Египте и ослаблением его границ, сюда стали активно проникать нубийцы, основывая колонии наемников (см. Fischer, 1961; Культурное наследие, 1985). С наемниками следует, очевидно, связывать термин и nḥsjw ḥtpw, упоминающийся в Дашурском декрете. Надписи сторонников гераклеопольских царей времени конфликта севера и юга сохранились в захоронениях близ современного Сиута, датируемых IX—X династиями. Язык текстов сложен, фрагментарен. Можно констатировать лишь тот факт, что в захоронении Тефиби на одной из надписей среди различных категорий воинов упомянуты md3jw: "Зол каждый, плохи бойцы, воины, маджаи в качестве друзей" (Griffith, 1889, ил. 11, стк.7), — видимо, отряды маджаев участвовали в борьбе на той или иной стороне».

В дальнейшем наёмники-маджаи так часто использовались царями Египта, что «маджаями» в Египте в итоге начали называть определённый род войск («стражники»), где позднее стали служить и коренные египтяне и который в эпоху Нового царства приобретёт большое влияние. Использовались маджаи-нубийцы и в завоеванной в эпоху Среднего царства Нубии, и в самом Египте: «Отряды наемников-маджаев (md3jw)[63] патрулировали в пустыне и докладывали о нарушении границ (Smither, 1945, IIIa, 9-10). В эти времена маджаи и наемники-лучники охотно привлекались для службы и в Египте».

Фараон и египетские воины, включая воинов из Нубии.
Фараон и египетские воины, включая воинов из Нубии.

Представители нубийских знатных семей воспитывались в Египте и позднее привлекались к несению службы в египетских владениях в Нубии: «Дети нубийских вождей получали воспитание и образование в Египте. Возвращаясь на родину, такие нубийцы служили в египетском административном аппарате в Нубии и проводили египетскую политику». В Египте, по-видимому, существовали специальные чиновники, ответственные за это: «Зафиксированный в Керме титул wr n k3p либо носил нубиец, получивший воспитание при дворе в Египте и попавший на службу в Керму, либо египтянин, выполнявший обязанности "старшего царской резиденции" (возможно, старшего по возрасту среди детей и оставленного на службе при дворе) и проводивший "набор" детей нубийской знати для воспитания в столице (Reisner, 1923, VI, с. 528)».

Подобные нубийцы на египетской службе использовались и при проведении политики экономической и военной экспансии на их родине: «Как и в эпоху Древнего царства, "начальник военного отряда" подчас возглавлял экспедиции по добыче полезных ископаемых. Об этом свидетельствуют надписи, сохранившиеся в Вади-эль-Худи (Fakhry, 1952, ил. VIII В). Экспедиции отправлялись, как правило, по распоряжению визиря. Так, визирь Инетефикер снарядил экспедицию в Вади-эль-Худи, руководил же ею назначенный на должность "начальника военного отряда" "казначей — подручный начальника казны" (Fakhry, 1952, ил. 21). Отряд под предводительством Чехемау, действовавший в Нубии, о чем свидетельствует ряд надписей, сохранившихся на скалах неподалеку от Абиско, подавлял, возможно, мятежи и в самом Египте (Roeder, 1911, ил. 107, № 111). Чехемау был, вероятно, нубийцем, судя по его неегипетскому имени, напоминающему имя одного из вождей нубийской земли Убатсепат — Чехуфи, и стилю оставленной им надписи. Использование военного отряда для подавления мятежей в Египте и происхождение самого Чехемау говорят о том, что его отряд скорее состоял из наемников».

Возможно, культы некоторых египетских богов (например, Себека — бога-крокодила, владыки вод) были принесены в Нубию не только и не столько самими египтянами, сколько нубийцами, жившими какое-то время в Египте и потом вернувшимися домой: «Впервые обратил внимание на проблему этнического происхождения жителей египетских крепостей Ж. Веркутте, показав, что популярность культа бога Себека, "господина Сумену", в Северной Нубии в этот период могла иметь место только в том случае, если его культ был занесен выходцами из Сумену, маленького египетского городка, расположенного далеко от Нубии, приблизительно 40 км юго-западнее Луксора (Vercoutter, 1957, с. 66-68, ил. 1, 3); см. также Fischer, 1961, с. 79). Ж. Веркутте приводил для подтверждения своего мнения ряд теофорных имен жителей Бухена.[104] Благодаря раскопкам в Бухене можно расширить [65] круг лиц, носивших такие имена (Smith, 1976, ил. VII, 4). Имя, одна из составных частей которого звучит как Себек, встречается в надписи из Уронарти (Reisner, 1955, ил. 3, №34 (30)) на статуе, найденной на о-ве Аскут (Badawy, 1965, с. 127). Кроме того, известно несколько стел из Бухена (Smith, 1976, ил. I, 1 (№ 262)), на которых упоминался бог Себек. Его имя выписано и на двух стелах, обнаруженных в Семне (Reisner, 1960, с. 60-61). Таким образом, культ египетского бога Себека был распространен в Нубии шире, чем считалось до сих пор. Однако, как указывал Г. Фишер, культы египетских богов могли быть занесены в Нубию не египтянами, а нубийцами, отслужившими наемниками в Египте и вернувшимися на родину. Так, Г. Фишер подчеркивал, что упоминаемый Ж. Веркутте культ Себека Сумену почитался в районе Гебелейна, т.е. там, где в I переходный период существовало поселение нубийских наемников (Fischer, 1961, с. 79). Действительно, как показывает сравнительная этнография, наемники быстро воспринимали чужую религию».

Себек.
Себек.

В условиях упадка Среднего царства и захвата Нижнего Египта семитами-гиксосами управляемая египтянами Нубия оказалась под властью нубийских царей Куша, враждебных царям Верхнего Египта (так до конца и не покорившегося завоевателям) и союзным гиксосам: «Кушитские правители ḥḳ3w сначала, очевидно, оказывали активную помощь гиксосам, ибо Египет был их общим врагом. Когда же кушиты освободились от египетского владычества и образовали самостоятельное царство, они ввиду непрочности власти гиксосов, ослабленной постоянно ведущейся борьбой с Египтом, смогли освободиться и от их влияния. Оно сохранялось лишь чисто формально: так, Апопи, гиксосский владыка, обращаясь к правителю Куша с письмом, называет его "сыном" (Säve-Söderbergh, 1956, ил. 1). Но здесь же Апопи сетует на то, что ему не сообщили даже о коронации очередного правителя Куша, нарушив, таким образом, "обычай". Отсюда можно также заключить о жизнеспособности кушитского царства, которое пережило не одного правителя. О мощи кушитов свидетельствуют и неоднократные обращения гиксосов за помощью к кушитскому правителю в борьбе против Египта».

Но уничтожение египетского господства в Нубии вовсе не означало уничтожения египтян или египетского культурного влияния — напротив: «особый интерес для нас представляет тот факт, что часть египетских гарнизонов находилась на службе у кушитских правителей. Так, египтянин Сепедхер (Ranke, 1935, I, 306, № 17) занимал должность "коменданта Бухена" и выполнял все обязанности, связанные с нею, в том числе занимался и строительной деятельностью: "Я — доблестный комендант Бухена. Ни один комендант не сделал того, что сделал я. Я построил храм Хора, господина Бухена, чтобы удовлетворить правителя Куша" (Säve-Söderbergh, 1949, ил. 2). В свите нубийского правителя Неджеха находился египтянин Иахусер, который называл себя "слугой доблестным правителя Куша" (b3k ḳn n ḥḳj К3š) и, возможно, участвовал в его военных операциях (Säve-Söderbergh, 1949, ил. 1). Очевидно, этим временем датируется стела чиновника Яхмеса. Хотя картуш практически не сохранился, надо думать, речь в надписи идет не о фараоне, а о нубийском правителе, поскольку по отношению к нему употребляется слово "правитель", служившее для обозначения местных царьков: "Я — доблестный боец правителя могущественного... да живет он вечно! Я захватил 46 голов людей, (когда) сопровождал правителя, дающего жизнь... Хор, владыка Бухена. Я защищал (?) моих горожан. Не заставлял я посылать другого человека" (Handall-MacIver, Woolley, 1911, с. 90-91). Кушиты, очевидно, не меняли сложившуюся систему местной египетской администрации: должности, учрежденные египтянами, сохранялись (например, "комендант"). Разрушенные укрепления частично восстанавливались. Не тронули кушиты и египетские храмы (Säve-Söderbergh, 1949, ил. 2). Это вполне понятно: находясь под властью египтян многие десятки лет, нубийцы переняли египетскую культуру. Оставшаяся часть египетской администрации вполне устраивала кушитов: это были грамотные чиновники, имевшие административный опыт».

Но и царям Верхнего Египта не все нубийцы были враждебны — напротив, некоторые из них воевали на стороне египтян не только против гиксосов, но и против других нубийцев. Например, , освободивший Египет от гиксосов фараон Камос (правил в середине XVI века до нашей эры) «в борьбе с гиксосами и Кушем использовал лучников-маджаев».

В эпоху Нового царства (середина XVI — середина XI века до нашей эры) Нубия вновь оказалась под властью Египта и египетское владычество там окончательно утвердилось, добившись относительного контроля над местным населением: «поскольку Нубия была замирена и постепенно превратилась в египетскую колонию, то местная администрация строилась по подобию египетской. Нубийские крепости потеряли свое военное значение. В связи с этим военная администрация была заменена гражданской».

Карта Нубии.
Карта Нубии.

Власть племенных вождей Нубии при этом сохранялась, хотя и была урезана в пользу фараона, в различных праздниках в честь особы которого они также участвовали: «В период Нового царства отдельные районы Нубии находились под управлением не ḥḳ3w — "властителей", как это было раньше, а wrw — "великих", т.е. вождей. Впервые этот термин встречается со времени правления Тутмеса II (Urk. IV. 139). В надписях в гробнице Хеви термин "великие" относился именно к правителям дальних стран (Davies, Gardiner, 1926, ил. XXIX, XXVII), причем подчеркивалось, что "великие не знали Египта со времен бога (и) просили о милостях перед его величеством" (Davies, Gardiner, 1926, ил. XX) <…> Вожди или их часть, принявшая египетских богов, участвовала в празднествах в египетских храмах Нубии. Так, "великие юга" присутствовали при церемонии освящения обожествленного образа Аменхетепа III в Солебе».

Более того, эти вожди одновременно занимали должности при дворе фараона, а не только в Нубии в качестве проводников египетской политики: «Как совершенно верно подметил У. К. Симпсон, на изображении в Фивах Хеканефер — типичный нубиец с темной кожей, полными губами, в одежде жителя южных стран, в то время как в Тошке он скорее напоминает египетского сановника <...> Действительно, надписи Хеканефера проливают свет на значение самого термина wr. Часто так обозначался не вождь в полном смысле этого слова, а специально подготовленный чиновник-нубиец, возможно получивший египетское образование. Так, Хеканефер носил титул ḫrdw n k3p (Simpson, 1963, ил. 7, 20). Титул переводят по-разному: "дитя, юнец дворца k3p" (Берлев, 1978, с. 318), "воспитанник детской" (Курьер ЮНЕСКО, 1980, с.44), "вскормленник царской резиденции" (Богословский, 1979, с. 103); он служит в нашем случае для обозначения захваченных и переданных или добровольно отданных на воспитание и обучение при египетском дворе детей нубийских вождей <…> Обучение мальчиков проходило если не вместе с детьми фараона, то по крайней мере среди детей египетских сановников. Несколько титулов указывают на довольно высокое положение Хеканефера при дворе, на определенное место в придворном церемониале: "носитель кресла владыки обеих земель"».

Есть и другие примеры нубийцев, занимавших высокие должности в Древнем Египте в эпоху Нового Царства, войдя в непосредственное окружение фараона:

«Большой интерес представляет и захоронение Нахтмина у Богга, неподалеку от Калабши. Нахтмин занимал при дворе завидное положение "старшего домоправителя хозяйства царской жены" (imj-r pr wr n pr n ḥ m(t) nswt (Hermann, 1936, с. 8)) и был, очевидно, близок царице, скорее всего вдовствующей (достаточно вспомнить Сенмута), тем более если учесть, что в захоронении (возможно, случайно) не сохранились имена его жены и детей. Своеобразная архитектура гробницы, напоминавшая царские погребения XIX—XX династий, подтверждает догадку. Кем же был покойный: египтянином или нубийцем? Гробница сделана в чисто египетском стиле, но перед нами скорее египтизировавшийся нубиец. Во-первых, трудно представить, чтобы египтянин, занимавший столь высокое положение при дворе, был похоронен в Нубии, пусть даже на родине. Другое дело нубиец, связанный более тесными узами с местом, где он родился. Во-вторых, встречающие траурный поезд с телом Нахтмина — люди с негроидными чертами лица (по крайней мере один из них, поскольку изображения прочих сохранились плохо). В-третьих, имя матери Нахтмина неегипетского происхождения: Мергер.

Нубийские девочки. Фото: Валерий Senmuth, 2017 г.
Нубийские девочки. Фото: Валерий Senmuth, 2017 г.

"Царский сын Куша" Панехси был нубийцем, его происхождение выдает не только его имя, но и место погребения: в отличие от всех прочих наместников Нубии, могилы которых находятся в Египте, он был погребен в Анибе. "Начальник войска владыки обеих земель" Нехси в надписи биографического характера особенно похвалялся своей грамотностью: "Писец, который правильно читает запись, который хорошо знает иероглифы" (Anthes, Aziz, Bakry, 1965, ил. 9). Нельзя ли усмотреть здесь намек на его иноземное происхождение? Известно еще несколько чиновников по имени Панехси: в правление Аменхетепа III это имя носил "начальник сокровищницы" (Helck, Urk. 1890, 1891), при Рамсесе III — жрец-пророк, похороненный в Фивах (Gardiner, Litt, Weigall, 1913, № 16). Некто Панехси, "первый слуга Атона в храме Атона, в Ахетатоне", был захоронен в Тель эль-Амарне. В его гробнице среди прочих изображений представлены нубийцы, присутствовавшие при награждении фараоном жрецов Атона (Davies, 1905, ил. XXXIII). Безусловно, часть нубийцев была опорой Аменхетепа IV при проведении религиозной реформы. Нубиец по имени Ченени удостоился даже чести быть погребенным в Долине царей (Säve-Söderbergh, 1941, с. 229). Многие чиновники имеют на изображениях ярко выраженные негроидные черты. Так, "начальник конюшен" в гробнице [125] Хеви, подносящий золото "правителю", возможно, нубиец (Davies, Gardiner, 1926, ил. XVII)».

Увеличилась и значимость выходцев из Нубии, и значимость самой Нубии как региона во внутренних делах Египта: «Получив доступ в египетский административный аппарат, нубийцы начинают играть все большую роль не только у себя на родине, но и в Египте, вынуждая считаться с собой египтян. Хоремхеб, став фараоном, совершал поездки в Нубию, очевидно, чтобы заручиться поддержкой нубийско-египетской администрации (Davis, Maspero, 1912, с. 38-39). В Северной Нубии зарождались заговоры против египетских фараонов. Главой одного из таких заговоров был "глава лучников Нубии", узнававший все тайны двора через свою сестру, находившуюся в гареме фараона».

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что в Древнем Египте, помимо самих египтян, жили и чернокожие нубийцы, причем их роль на протяжении египетской истории всё возрастала — от обычных наёмников до высокопоставленных сановников, влияющих на внутренние дела самого Египта. Причем подобная ситуация сложилась ещё до прихода к власти в Египте VIII-VII веков до нашей эры XXV (кушитской) династии фараонов, происходившей непосредственно от нубийских правителей Напаты.

Автор Семён Фридман, «XX2 ВЕК».

Вам также может быть интересно: