Найти тему
soullaway soullaway

Мода на сериалы, заложенная в Советском Союзе.

Сейчас кинематограф переживает в очередной раз какой-то сериальный бум. Почему это происходит в 21 веке объяснить не сложно. Сериал требует элементарно больше эфирного времени, а значит туда можно впихнуть больше рекламы. Всё логично, однако ведь сериалы начали снимать не сейчас и даже не в 90-е годы. Многосерийным фильмом вообще никого не нельзя было удивить в стране моего детства. Здесь можно вспомнить хоть «Приключения электроника», хоть «Войну и мир». Да, там по четыре серии, но можно ли это считать сериалом? Наверное, всё-таки нет. Тем не менее, формат сериалов в Советском Союзе всё же был, и давайте сегодня попробуем вспомнить самые яркие фильмы оттуда.

Вот «Семнадцать мгновений весны» это сериал или нет? Я всё же склонен полагать, что да. 12 серий, пожалуй, не тянут на многосерийное кино. Такое не высидишь за один раз в кинотеатре даже с антрактом. Это кино именно для домашнего просмотра по телевизору. На телевидении и состоялась премьера этой эпопеи в 1973 году. Даже сейчас, спустя полвека после премьеры этот сериал остаётся одним из самых известных сериалов советского времени. И его можно смело назвать культовым.

Вообще когда заходит речь о советском кинематографе, то неожиданно выясняется, что культового кино там успели снять намного больше, чем за 30 лет существования России без выдуманной цензуры. А сколько же было разговоров на тему того, что вот сейчас отменят цензуру и тут-то творцы смогут развернуться по полной программе. Почему-то не развернулись, а как раз наоборот начали снимать бездарное кино. Парадокс в том, что даже успешные в Советском Союзе режиссеры не смогли ничего выдать в новой России. И дело тут вовсе не в мифическом рынке, который решает. Дело в том, что культура в СССР находилась на недосягаемом для современной России уровне. Она же не формируется сама по себе и все эти худсоветы, утверждавшие тот или иной сценарий, были направлены на создание шедевров.

-2

На мой взгляд, сериал «Место встречи изменить нельзя» не менее важен чем «Семнадцать мгновений весны». Здесь нет смысла говорить о том, какой из них лучше. Это разные жанры и разный подход к съёмкам. Важно, что и в том и в другом случае удалось создать ярких персонажей знакомых миллионам телезрителей. Да и цитаты надо заметить вспоминают оттуда люди даже никогда не видевшие ни одной серии этих замечательных фильмов. Конечно, опытный передовик может сказать, что фильм с Высоцким насчитывает всего-то пять серий, но что это еще, если не короткий сериал? На обычный художественный фильм он всё-таки не тянет. 390 минут при всём желании за один присест в кинотеатре не отсмотришь. Это извините, шесть с половиной часов.

Такой персонаж как Шерлок Холмс широко известен в мировой культуре, и надо заметить, из-за него другие произведения автора часто проходят мимо читателей. Но это никак не отменяет того, что персонаж действительно роскошен. Потому советские кинематографисты не могли обойти его стороной и сняли за 7 лет 5 разных фильмов об этом сыщике. Только вот мода тогда была снимать кино, состоящее из пары серий, и всего было сделано 11 эпизодов. Если сесть и посмотреть эту экранизацию сейчас, то получится, что зритель будет смотреть полноценный сериал из 11 серий.

-3

Выше я писал о том, что в кино нельзя высидеть несколько часов, но выявил с удивлением, что сериал «Тени исчезают в полдень» показывали в кинотеатрах. Можно вспомнить и шесть серий «Два капитана». А так же такую штуку как «Долгая дорога в дюнах» Если они вызывают сомнения, то уж «ТАСС уполномочен заявить» несомненно, сериал и тут вариантов нет. Так же вспоминается мне фильм «Михайло Ломоносов», который казался каким-то бесконечным, хотя сейчас выявил, что там всего-то 9 серий. В общем как мы видим, с сериалами работали в Советском Союзе, и они были востребованными. Просто как-то так вышло, что ассоциируется тот период скорее с многосерийными фильмами. И вещей в четыре-пять серий можно вспомнить ещё великое множество. Однако окончу подборку я всё же полноценным сериалом.

Наверняка старшее поколение прекрасно помнит многосерийный телефильм под названием «Следствие ведут знатоки». Кстати само определение «Сериал» по-моему, не использовалось в Советском Союзе. Так вот в данном случае 24 серии намекают, что перед нами пример полноценного сериала без всяких «Но». Ну и нельзя не отметить, что Леонид Каневский прославился благодаря роли именно в этом фильме, а не как ведущий уже современной передачи «Следствие вели». Просто карьера у него была неровной, и многие позабыли, где он когда-то играл.

-4

Судить о западном рынке не берусь, но, несомненно, и там были длинные истории, рассказываемые с помощью десятков серий. А вот что такое мыльные оперы советский зритель точно не знал до самого занавеса империи. Они случились уже в 80-е годы, но это уже совсем другая история. Тем не менее, мода на сериалы существовала и в СССР.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.