Найти тему
Даша Киноблогер

Мастер и Маргарита. Современно и своевременно.

Фрагмент постера к фильму "Мастер и Маргарита"
Фрагмент постера к фильму "Мастер и Маргарита"

Перед просмотром я подготовилась: перечитала роман, посмотрела из любопытства фильм Юрия Кара. (Сериал Бортко имела неудовольствие видеть ранее). Рецензий, естественно, пролистано немало. 

В "Комсомолке" обещали, что эта экранизация будет считаться лучшей просто потому, что остальные еще хуже. 

Не соглашаюсь. Она лучшая, да, но потому, что она сделана достойно, современно, своевременно. И судить о ней надобно, как об отдельном произведении в рамках тксть эпохи. 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Теперь просто отмечу общие плюсы. 

Структура фильма подобна структуре романа - она многослойна, соединяет в единое смысловое полотно параллельные реальности.

Кто-то обозвал сюжет рваниной, не соглашусь. Переходы "из времени во время" сделаны довольно плавно, продумано и, порой, даже изящно. 

Текст романа дополнен сценарстом ввиду наличия в сюжете дополненной реальности - но, в целом, неизменен. Диалоги, последовательность эпизодов - по большей части, Булгаковские. 

Актеры почти все на месте, Воланд,

Мастер, Коровьев, Башаров в роли алика Лиходеева... 

Фрагмент постера к фильму "Мастер и Маргарита"
Фрагмент постера к фильму "Мастер и Маргарита"

Из Маргарит мне по темпераменту больше нравится Вертинская (Кара) все-таки. Снигирь слишком зажата и эмоционально и телесно. Книжная Маргарита была импульсивна, сердечна, то активно злилась, то хохотала. Сложно представить себе, что Юлия крикнет спонтанно в трубку: Милый, милый Азазелло! 

А Гелла Ауг, конечно, на порядок круче, чем Гелла Захаровой (Кара), у Бортко вообще ее не помню. 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Нет акцента на Иешуа - что и хорошо, тк и у Бурляева (Кара) и у Безрукова (Бортко) они вышли плосковато, сентиментально. 

Фильм воландоцентричен, как и роман. Дилецентричен, я бы сказала. Ну а что, он хорош!) 

Любовь М и М отдает отчаянием, одиночеством в толпе. Что тоже в рамках заданной реальности стилистически верно. Кто углядел, что лавстори в фильме доминирует - не увидел остального.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Подсказываю: жирный акцент на личном выборе творческой единицы, не прильнувшей к "кормушке", призвании писателя быть собой, быть верным себе, не обслуживая госзаказ. Даже ценой жизни. А судьи кто? Судьям - суд. Страшный. 

Теперь пробежимся по деталям:

Театр с заменой постановки про Пилата водевилем про светлое будущее, в котором все страны мира будут нашими республиками + воображаемая месть Булгакова/Мастера - отлично. 

Нет разоблачения с голыми тетками, бегущими из варьете - это тоже плюс, у самого Булгакова фактически нет акцента на этом в романе, а в других экранизациях - прям целый аттракцион. 

Зато есть паюсная икра и сосиски в томате на столике у Лиходеева.

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Работа худпостов вообще заслуживает любви и восхищения, все эти интерьеры, вещи, вещицы...

А вечная стройка в Москве? Сегодня она, а завтра история - знаем, знаем, узнаём. Вся эта гигантомания, некрополи, зиккураты, Патриаршие пруды им. Карла Маркса - нейминг и атмосферка отражают дух времени, и не только прошедшего. 

Голая вечеринка у Лиходеева, где Верник пропагандирует запрещенку, а Мастер предлагает выпить за Коммунизьм  - хороший эпизод вне Булгаковской фабулы. Кстати, Верник, по ходу, единственный актер, перетекший из других экранизаций. У Кара он играл Иуду. 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Лирический отступ: когда Яценко приходит к Цыганову обсудить советский водевиль забавно вспоминается "Оттепель" (Тодоровский). 

А эта ироничная фразочка из уст Евгения про первомайскую, прости Господи, демонстрацию...) 

Карательная медицина - снова актуальненько. У Булгакова психушка - островок утешающего покоя в сумасшедшем мире, но локшинская трактовка сейчас больше "ко двору". 

Оценили моментик: писатель пишет в дурке роман под морфином? Биографично. 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

Кот - ну, найдите голливудских животных, отрисованных лучше. Везде пока с этим плохо. Но живой кот в доме Мастера - няшка. 

Из слабого - полет Маргариты, не очень, мне кажется. Не представляю, как бы он выглядел естественно, но пока идеала достичь явно не удалось. 

Наконец, бал у Сатаны. Очевидно визуально мощнее, чем в прежних вариациях. Нюансик: когда кровь потекла по желобку, вспомнились титры "Дома дракона"). 

В целом, фильм оставляет сильное и даже какое-то изнуряющее впечатление. Хорошо, что рукописи не горят, а театр (кино) редко, но метко становится зеркалом. 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита"

И какова Булгаковская ирония: фильм - крамола несусветная, но снять его с экранов решительным образом невозможно. Слишком много вбухано бюджетных средств.  Вот и приходится показывать сатиру на самих себя и Верника в женском платье, радостно сообщая, что отбился первый лярд.