Перед просмотром я подготовилась: перечитала роман, посмотрела из любопытства фильм Юрия Кара. (Сериал Бортко имела неудовольствие видеть ранее). Рецензий, естественно, пролистано немало.
В "Комсомолке" обещали, что эта экранизация будет считаться лучшей просто потому, что остальные еще хуже.
Не соглашаюсь. Она лучшая, да, но потому, что она сделана достойно, современно, своевременно. И судить о ней надобно, как об отдельном произведении в рамках тксть эпохи.
Теперь просто отмечу общие плюсы.
Структура фильма подобна структуре романа - она многослойна, соединяет в единое смысловое полотно параллельные реальности.
Кто-то обозвал сюжет рваниной, не соглашусь. Переходы "из времени во время" сделаны довольно плавно, продумано и, порой, даже изящно.
Текст романа дополнен сценарстом ввиду наличия в сюжете дополненной реальности - но, в целом, неизменен. Диалоги, последовательность эпизодов - по большей части, Булгаковские.
Актеры почти все на месте, Воланд,
Мастер, Коровьев, Башаров в роли алика Лиходеева...
Из Маргарит мне по темпераменту больше нравится Вертинская (Кара) все-таки. Снигирь слишком зажата и эмоционально и телесно. Книжная Маргарита была импульсивна, сердечна, то активно злилась, то хохотала. Сложно представить себе, что Юлия крикнет спонтанно в трубку: Милый, милый Азазелло!
А Гелла Ауг, конечно, на порядок круче, чем Гелла Захаровой (Кара), у Бортко вообще ее не помню.
Нет акцента на Иешуа - что и хорошо, тк и у Бурляева (Кара) и у Безрукова (Бортко) они вышли плосковато, сентиментально.
Фильм воландоцентричен, как и роман. Дилецентричен, я бы сказала. Ну а что, он хорош!)
Любовь М и М отдает отчаянием, одиночеством в толпе. Что тоже в рамках заданной реальности стилистически верно. Кто углядел, что лавстори в фильме доминирует - не увидел остального.
Подсказываю: жирный акцент на личном выборе творческой единицы, не прильнувшей к "кормушке", призвании писателя быть собой, быть верным себе, не обслуживая госзаказ. Даже ценой жизни. А судьи кто? Судьям - суд. Страшный.
Теперь пробежимся по деталям:
Театр с заменой постановки про Пилата водевилем про светлое будущее, в котором все страны мира будут нашими республиками + воображаемая месть Булгакова/Мастера - отлично.
Нет разоблачения с голыми тетками, бегущими из варьете - это тоже плюс, у самого Булгакова фактически нет акцента на этом в романе, а в других экранизациях - прям целый аттракцион.
Зато есть паюсная икра и сосиски в томате на столике у Лиходеева.
Работа худпостов вообще заслуживает любви и восхищения, все эти интерьеры, вещи, вещицы...
А вечная стройка в Москве? Сегодня она, а завтра история - знаем, знаем, узнаём. Вся эта гигантомания, некрополи, зиккураты, Патриаршие пруды им. Карла Маркса - нейминг и атмосферка отражают дух времени, и не только прошедшего.
Голая вечеринка у Лиходеева, где Верник пропагандирует запрещенку, а Мастер предлагает выпить за Коммунизьм - хороший эпизод вне Булгаковской фабулы. Кстати, Верник, по ходу, единственный актер, перетекший из других экранизаций. У Кара он играл Иуду.
Лирический отступ: когда Яценко приходит к Цыганову обсудить советский водевиль забавно вспоминается "Оттепель" (Тодоровский).
А эта ироничная фразочка из уст Евгения про первомайскую, прости Господи, демонстрацию...)
Карательная медицина - снова актуальненько. У Булгакова психушка - островок утешающего покоя в сумасшедшем мире, но локшинская трактовка сейчас больше "ко двору".
Оценили моментик: писатель пишет в дурке роман под морфином? Биографично.
Кот - ну, найдите голливудских животных, отрисованных лучше. Везде пока с этим плохо. Но живой кот в доме Мастера - няшка.
Из слабого - полет Маргариты, не очень, мне кажется. Не представляю, как бы он выглядел естественно, но пока идеала достичь явно не удалось.
Наконец, бал у Сатаны. Очевидно визуально мощнее, чем в прежних вариациях. Нюансик: когда кровь потекла по желобку, вспомнились титры "Дома дракона").
В целом, фильм оставляет сильное и даже какое-то изнуряющее впечатление. Хорошо, что рукописи не горят, а театр (кино) редко, но метко становится зеркалом.
И какова Булгаковская ирония: фильм - крамола несусветная, но снять его с экранов решительным образом невозможно. Слишком много вбухано бюджетных средств. Вот и приходится показывать сатиру на самих себя и Верника в женском платье, радостно сообщая, что отбился первый лярд.