Найти тему
Александр Платов

Как неудачная экспедиция на раздавленном льдами пароходе «Челюскин» стала примером стойкости и дисциплины советских людей

Оглавление

Начало февраля 1934 года. Вот уже несколько месяцев вмерзший в лед «Челюскин» дрейфовал в Чукотском море. За это время участники экспедиции привыкли и к ледяному ветру, и к беспросветной полярной ночи. Но 13 февраля в 15 часов 30 минут внезапно раздался жуткий скрежет и треск. Сдвинувшийся лед пропорол левый борт судна в которой появилась гигантская пробоина.

За два часа пассажиры и экипаж судна организованно выгрузили на лед давно подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, , радиостанцию. 104 человека, включая десять женщин и двух детей оказались в одном из самых отдаленных и труднодоступных мест мира, на постоянно ломающемся льду Чукотского моря, в пургу и 40-градусный мороз

Это произошло ровно 90 лет тому назад – 13 февраля 1934 года. Дадим некоторые факты произошедшего

О.Ю..Шмидт
О.Ю..Шмидт

В декабре 1932 года было создано Главное управление Северного морского пути, которое возглавил советский исследователь Севера О.Ю. Шмидт. В его задачу входила подготовка Севморпути для установления надежной морской связи Европейского Севера СССР с его Дальним Востоком в одну навигацию, то есть без зимовки в Арктике. Для этой цели в Дании был построен специальный пароход, названный «Челюскиным» в честь русского мореплавателя. Это был крупный корабль водоизмещением 7,5 тысячи тонн. Он считался торговым судном ледокольного тира, но для самостоятельного хождения в тяжелых льдах предназначен не был. Его поход по Севморпути как раз и должен был стать испытанием на профпригодность для пароходов подобного типа.

«Челюскин» вышел из Мурманска 2 августа. На борту находилось 112 человек. Капитаном был назначен Владимир Воронин, руководил экспедицией Отто Шмидт.

Отношения между Ворониным и Шмидтом были непростыми. Капитан считал, что судно непригодно к решению поставленной задачи. Шмидт постоянно вмешивался в управление судном и, по мнению капитана, вел себя излишне высокомерно. Научные сотрудники жили в лучших условиях и получали по сравнению с экипажем усиленный паек.

Уже в первые дни плавания, двигаясь во льдах, «Челюскин» получил повреждения корпуса — несколько вмятин и пробоину, вызвавшую течь. Воронин предлагал вернуться в Мурманск, но Шмидт отказался. Ремонт произвели своими силами и двинулись дальше.

8-9 сентября в Восточно-Сибирском море «Челюскин» вновь столкнулся с тяжелыми льдами. Лопнул носовой шпангоут и возобновилась течь, но до Берингова пролива было уже совсем недалеко.

К концу сентября погода резко ухудшилась. Участков открытой воды оставалось все меньше, «Челюскин» начал вмерзать в лед, но около двух недель все же самостоятельно продвигался вперед. Особенно толстый лед подрывали аммонитом.

"Челюскин" зажатый льдами
"Челюскин" зажатый льдами

Так продолжалось до 11 октября, когда судно вмерзло в лед окончательно. В течении следующих четырех недель «Челюскин» дрейфовал вместе со льдом в сторону Берингова пролива и 4 ноября оказался у острова Диомида, всего в двух милях от чистой воды. Однако уже 6 ноября разыгравшийся в Беринговом море шторм, отбросил «Челюскин» вместе со льдами на север. Начался обратный дрейф льдов со скоростью в два узла. Вмерзший пароход потащило на северо-восток, назад в Чукотское море.

«Челюскин» дрейфовал вместе с льдами Чукотского моря, описывая сложную зигзагообразную линию и пройдя в общей сложности 985 миль. Несколько раз судно сжимало льдами, и полярники срочно перетаскивали на лед многочисленный скарб. Но корпус выдерживал, и все грузили обратно. Так продолжалось до 13 февраля, когда после очередного сжатия корпус лопнул. Раздалась команда: «Всем оставить судно!», после чего «Челюскин» затонул в ледяных водах Чукотского моря.

Так в истории экспедиции начался новый, смертельно опасный период

В первые дни после катастрофы челюскинцы должны были решить, что им делать дальше: спасаться своими силами, пытаясь дойти до материка пешком или ждать помощи извне. Часть экипажа парохода была за переход. Но без специального снаряжения, точных карт пройти 200 километров в условиях полярной ночи, по торосам, пересечь открытые участки воды в пургу и 40-градусные морозы, смогли бы немногие. Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода».

-4

Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром (его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз) и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей. Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг.

Вот как описывает лагерь челюскинцев летчик Георгий Ушаков – участник спасательной операции:

«Лагерь был расположен на маленькой, сравнительно ровной площадке, окруженной со всех сторон высокими грядами торосов. Десять парусиновых палаток с выведенными внутри фанерными стенами служили жилищем. Палатки отеплялись камельками, в которых с помощью изобретенных челюскинцами форсунок сжигались нефть и керосин. Днем в палатки свет проникал через маленькие окна, где вместо стекол были вставлены бутылки. А ночью палатки освещались лампами разнообразных систем, тоже изобретенными челюскинцами».

Питание и материальное обеспечение людей, как и условия жизни, удалось наладить по арктическим меркам вполне удовлетворительные, чего нельзя было сказать об уверенности челюскинцев в ближайшем будущем. Много лет спустя капитан Воронин признался, что они со Шмидтом больше, чем полярной ночи, голода и холода, боялись наказания за гибель судна — в лучшем случае грозит отставка, но могут и расстрелять.

Отлегло 27 февраля, когда Кренкель принял радиограмму за подписью Сталина и членов Политбюро:

«Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой со стихией и принимаем все меры к оказанию вам помощи. Уверены в благополучном исходе вашей славной экспедиции и в том, что в историю борьбы за Арктику вы впишете новые славные страницы».

Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к героям. Официальная советская пресса представляла их двухмесячную зимовку на льдине как образец коммунистической дисциплины и беспримерной стойкости нового человека Страны Советов.

Зачем советские евреи стали менять свои имена и фамилии на благозвучные русские