На улице еще холодно. Вечера как-то коротать надо. Обсудим кино? Например... байопики!
Целью такой biographical picture является показать известную личность и ее путь. Хороший биографический фильм – это сложно и рискованно. А, казалось бы, все просто. Возьмите да покажите жизнь знаменитости, погрузите нас в её реальность, передайте атмосферу её эпохи. Но мало какой фильм по итогу оставит в душе зрителя нужные эмоции. Редко кому удается показать достоверную объективность, не переступив черту. Ту самую за которой идет лишняя подноготная, которая ничего не решает, но осадок оставляет. К тому же, для придания драматизма создатели часто допускают искажения, что уже лишает картину самых главных ценностей — фактов.
***
- БЫТЬ ДЖОНОМ ЛЕННОНОМ
- Год: 2009
- Страна: Великобритания, Канада
- Жанр: биография, драма
- Рейтинг: 7.5
Экранизация по книге сводной сестры. Оригинальное название – Nowhere Boy. Ну и зачем надо было его менять? Достаточно было просто перевести. Да, это история о будущей звезде, но так как она происходит вне контекста Битлз, чтобы не разочаровывать людей, можно было и не переименовывать.
Весь фильм про жизнь хулиганистого озорного мальчишки, росшего без родителей. Повествование охватывает период юношества и создания первой группы вместе со школьными друзьями. Но, а основная сюжетная линия – проблемы в семье Джона Леннона. Жизнь с тетей Мими резко меняется, когда он встречает свою взбалмошную мать, погрязшую в тусовках. Далее, он мечется между двумя женщинами. Детские обиды, злость, гнев, а также стремление к музыке. Новоиспеченная мать несмотря на то, что предательница, пытается поддерживать его во всем, как может. Она ему помогает и пытается понравиться друзьям. Тетя Мими более строгая, рассудительная женщина, которая по-настоящему заботилась о нем, вынуждена теперь справляться с внезапно появившейся матерью. Кстати, роль тети (Кристин Скотт Томас) просто прекрасна. Возможно, что-то не точно передано, но в целом, именно так я себе её и представляла. Бытует мнение, что взаимоотношения с родной матерью в фильме выглядят немного странно. Вероятно, в моментах восхищения сыном актриса (Энн-Мэри Дафф) перестаралась.
Большое внимание уделено сложным психологическим проблемам Джона, которые, впрочем, преследовали его до конца жизни. Наверное, во многом они же и положили начало его творческим порывам и видениям. Драма взросления и поиска себя. Обе «мамы» принимали участие в его воспитании, только одна наскоками, а вторая подходила к своей миссии со всей серьезностью и суровостью. Показан момент знакомства с Полом, а также Кворримен. Но меня лично огорчило, как сыгран был Пол. Ничего не имею против Томаса Сенгстера, но тут явно мимо.
Кстати, в начале фильма звучит аккорд из песни «Вечер трудного дня» и больше ничего. Такая коротенькая отсылочка.
- БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ
- Год: 2018
- Страна: Великобритания, США
- Жанр: драма, биография
- Рейтинг: 8/10 на Кинопоиске
Рапсодию многие увидели в кинотеатре, дабы насладиться необычайным сходством актеров и общей яркой атмосферой. Я тоже не удержалась тогда от соблазна и бегала лицезреть в IMAX. Несмотря на достаточно высокий рейтинг, впечатления неоднозначные. Кто-то скажет, что фильм полон нестыковок, кому-то не понравится излишняя драматургия и пафосность. Ну а мне не хочется с этим даже спорить. К сожалению, есть сюжетные косяки. Роджер Тейлор и Брайн Мэй лично принимали участие в создании фильма, через них проходили все важные моменты и кастинги. Но возможно ли это записать в плюс? Вероятней всего история группы благодаря их участию была отредактирована до состояния идеала. Отсюда и появились эти сглаженные моменты острых углов. Но байопик не должен показывать знаменитость как лирического и непревзойденно прекрасного во всех отношениях персонажа. Не хватает объективности как по мне. Потому «Богемская рапсодия» по большей части приглянулась зрителям, не особо знающим творчество квинов. Можно сказать популяризаторскую функцию фильм выполнил. Ну, а Рами Малек был, конечно, интересен в этой роли, убедительно взяв от образа Фредди многие знаковые жесты и мимику. Вжился как смог.
Теперь о расхождениях
1) На Live Aid Фредди Меркьюри был полон сил и после фестиваля прожил еще 6 лет. Сентиментальностей, где участники группы еле сдерживая эмоции и зная, что солист смертельно болен идут на сцену —, не было. Фредди узнал о диагнозе приблизительно в 1986-1987. Группа узнала о болезни в 1989 году. А общественности он сообщил печальную реальность за день как его не стало.
2)Группа много раз испытывала сложности. В 1980 каждый из участников желал покинуть группу. В Рапсодии показан только Фредди такой весь не стабильный, желающий отделиться для сольной карьеры.
3)В фильме после концерта в клубе Фредди подслушал, что солист Smile уходит. Он предложил им свою кандидатуру. Они не отнеслись к этому предложению серьезно, так как видели его впервые, но потом он запел… На самом деле с участниками группы Smile он был знаком ранее, их познакомил тот самый уходящий солист — Тим Стаффелл. Они учились вместе с Фредди. А на момент освобождения места вокалиста, Меркьюри был и так логичным следующим исполнителем, тем более он до этого неоднократно просился.
4)Мэри Остин действительно работала в бутике Biba, но познакомился Фредди со своей будущей девушкой на рынке. Более того, она даже встречалась до этого с Брайном Мэйем.
5) Группа никогда не распадалась, хоть все и высказывали периодически желания уйти, но это, скорей, от всеобщей усталости. Поэтому, эффектного примирения перед фестивалем у группы не было.
Но то трепетное отношение и преданность к Мэри как к лучшему другу в фильме все-таки показали. В жизни он оставил ей половину от своего состояния, а также завещал развеять его прах, сохранив при этом в секрете место.
- СИД И НЭНСИ
- Год:1986
- Страна: Великобритания
- Жанр: мелодрама, биография
- Рейтинг :7.3/10 на Кинопоиске
Середина 70-х. Становление и распад группы Sex Pistols. По словам создателей фильма, они хотели показать не только личность знаменитости, а еще и постигшую его деградацию во всей красе. Сюжет основан на жизни Сида Вишеса (басиста) и его взаимоотношениях с истеричной, имеющей психические отклонения, подругой Нэнси Спанджен. Это своеобразный биографический фильм, но никак не мелодрама. Атмосфера местами напоминает даже триллер.
Вызывает восхищение игра актеров. Все, что делали Гэрри Олдмана и Хлои Уэбб – выглядит очень натурально. Будущий Сириус Блэк настолько прекрасно вжился в образ, что ни на секунду не приходится сомневаться в происходящем. Он прекрасно показал, как главный герой ведет не самый культурный образ жизни, находясь в вечных пьянках, разгулах и скандалах. На фоне грязь, жестокость, мрачность и полное отсутствие всякой эстетики. С самого начала чувствуется, что нет никакой надежды на хэппи энд. Своеобразная, видимо, наркоманская походка плюс общая амплитуда движений героев, лично меня натолкнула на мысль – живут как будто на поверхности. Не особо заморачиваясь о своем здоровье о сохранности личных и общественных вещей, они портят, как и себя так и все вокруг. Да к тому же они вечно падают, был такой момент, когда Сид буквально рухнул на стеклянную дверь, разумеется, все вдребезги разбив. Еще понравилось, как показан контраст с другими людьми, будь то семья или просто окружающие: несмотря на пестрый внешний вид, Сид и Нэнси выглядят серыми и угасающими.
Кто знает, как сложилась бы судьба героев, если не зависимость. Нэнси, например, была неглупая девушка, у нее даже были попытки получить высшее образование. В фильме также показано, что они вместе стремились делать то, что делают осознанные люди. Сид мог заступиться за слабого, Нэнси могла проявить участливость и взять котенка. Они могли бы иметь качества, такие как забота, ответственность и покровительство. Но ровно как тот самый падающий мусор – все равно летели стремительно вниз.
В одном моменте на ней было что-то наподобие тернового венца, возможно, чтобы отметить, что она была мучеником своего же выбора?
Нэнси из статуса «групи» стремилась перерасти в менеджера Сида. Пыталась организовывать ему концерты, активно его продвигая. В конечном итоге публика все равно не принимала Вишеса так как они этого хотели. Но это не мешало им считать себя как никогда непревзойденными и непонятыми.
Есть моменты, когда Нэнси пыталась направить Сида на правильный путь и типо «вытащить».
Она на него нападает и кричит: «Мы же договорились не торчать, хотя бы перед концертом, и ты мне ничего не оставил!».
Что ж, печальная история «Ромео и Джульетты», а точнее об отношениях двух наркоманов и их пути саморазрушения.
Фильм смотрится нелегко. Режиссер, снявший достаточно рисковал. Скандальная, ведь, тема и у многих свое видение. Это могло стоить ему репутации.
Кстати, роль Нэнси могла исполнить Хэлена Бонем Картер, а сам фильм мог бы называться «Любовь убивает».
Нестыковки
1)Наталкивают на мысль, что Сид убил Нэнси. Но есть несколько версий опровергающих это. Например, в некоторых источниках говорится, что это могли сделать наркодилеры.
2) На момент сьемок Хлое Уэбб было 30. Она, конечно, профессионально справилась с задачей. Но сильно очень бросается в глаза эта разница, учитывая, что самой Нэнси было 20.
3)Не Нэнси подарила Сиду своеобразное украшение в виде замка на шею, а вокалистка группы The Pretenders. Кстати, есть информация, что в фильме оно было настоящим. Мать Сида дала Гэри Олдмэну для съемок столь ценный реквизит для воссоздания полноценного образа.
4) В фильме на Сиде футболка с серпом и молотом, но не с тем, что было в реальности, так как эту символику не пропустила цензура.
5) Диалоги главных героев были в основном импровизированными и составлялись на основе различных интервью и воспоминаний.
- КОРОЛЬ И ШУТ
- Год:2023
- Страна: Россия
- Жанр: фэнтези драма
- Рейтинг:8.2 на Кинопоиске
Год назад помню, как ждала этот сериал. Реклама и трейлер были очень многообещающими. Помню, мне не терпелось проникнуться всей этой фэнтезийной атмосферой. Время прошло, я все посмотрела, но до итогового отзыва так и не добралась.
Основу сериала представляют два мира – биографический и фэнтезийный (вот, где можно увидеть героев сказок). Персонажи миров переплетаются и метафорично находят свое отражение в хоррорной эстетике. (Для тех, кто не смотрел – спойлерить не стану, а постараюсь поскорее сподвигнуть на изучение сей прекрасной картины))). Заметно показаны конфликты самих музыкантов и их разные взгляды на творческое сосуществование. Князев стремился создавать сказочный панк-мир, а Горшенев и так уже был обитателем того самого мира, желал всеми силами по полной ощутить жизнь настоящего панка. Часто слышала претензию – мол, Андрей в фильме показал себя ангелом (принимал, ведь, непосредственное участие в создании байопика). Попробую опровергнуть. Князь действительно более уравновешенный, а Горшок был всегда импульсивным. Возможно, для придания окраса их образы утрированны. Да и как Князев мог показать свою роль только с идеальной стороны, когда допустил в сюжете момент, в котором вылезают его внутренние демоны. Совершенно ясно, что у него были свои переживания, особенно, когда были все лавры Михаилу. Отсюда уныние, злость и зависть. Да он выглядит на фоне Горшка спокойным, но, тем не менее обычные человеческие переживания ему не чужды в этом сериале.
Сюжет в целом имеет ломанное повествование без единой хронологии. Но очень много внимания уделено именно Михаилу. Часть поклонников группы тут же воскликнет «естественно, он же круче!». Категорически отрицаю. В этом коллективе не «тянул» кто-то один. КиШ — это творческий союз двух неординарных людей. У одного харизма и музыка, у другого – вся фэнтезийная основа. Какой Король и Шут был бы без стихов и богатой фантазии Андрея?
Поражает Константин Плотников – это 10 из 10, невероятно круто он вжился и передал образ Горшка. Владислав Коноплев, хоть и не особо похож, но тем не менее его игре тоже верится. Тем более, его утвердил сам Князев, ему то виднее как сыграть его самого. Сложно не отметить замечательную роль Шута (альтер-эго Горшка), которую сыграл Евгений Ткачук. От этого персонажа становится жутко и прикольно одновременно. То есть, сам персонаж, конечно же, пугающий, но он является «своеобразной» изюминкой всей истории. И да, мне все понравилось. Ждала каждую серию и довольна всем и концовкой в том числе. К сожалению, по традиции, не обошлось без киноляпов, вроде кондиционеров на домах и гуляющего в парке человека в моменте, где принцесса на качелях.
Знаю, что многих оттолкнули какие-то жуткие моменты в сериале, особенно это касается сказочной части. Интересно, а они читали книги про Бабу-Ягу? Помню, мне попалась такая как-то в детстве, где подробно описывался дом этого персонажа и все страхи, что она творила. Впечатлений хватило на несколько кошмарных снов. В фольклоре часто встречаются истории, где есть нечисть, но борьбу добра со злом сложно показать без подробностей этого самого зла. Тем более, если само творчество группы кишит, если можно так сказать, страшными сюжетами.
Да, в сериале показано видение истории только с одной стороны (со стороны Князева). Но всё сделано с большим уважением и любовью к Горшку, это чувствуется. Несмотря на пороки, его показали достойно, попытались передать, где нужно драматизм.
Многие, кстати, утверждали, что по-настоящему интересна только сказочная часть. По многочисленным просьбам есть и только такая версия. А мне кажется, что две эти линии замечательно сочетаются и дополняют друг друга, разъединять не стоило.
Собственно, расхождения…
1)Михаил не был раздолбаем в училище, по крайней мере в начале. Князев рассказывал, как тот произвел на него впечатление весьма опрятного парня, что не удивительно, ведь Горшенев из семьи военного.
2)Эффектной потери зубов как фильме не было, то есть потеря была, но задолго до знакомства с Андреем.
3)Не упомянули, что в начале было две девушки со скрипками. Обе участвовали в «Акустическом альбоме» 1999 года. В итоге в группе постоянной была Мария Нефёдова, а Мария Бессонова осталась в статусе «приглашенного музыканта» в одном альбоме.
4)В 1995 ударником уже был Поручик, соответственно, показанный концерт в клубе Sexton был в 1994, раз там на барабанах Горшенев младший.
- ЛЕННОН БЕЗ ПРИКРАС
- Год:2010
- Страна: Великобритания
- Жанр:Драма
- Рейтинг:6.3
И снова кинопроизведение про одного из четверки. Несмотря на невысокий рейтинг, мне кино показалось занятным. К сожалению, не удалось найти качественного дубляжа, что осложняло просмотр. Еще одна версия перевода – «Обнаженный Леннон». Да, голым он там был. Это ж история о периоде, когда он встретился с Йоко Оно и ушел из семьи. А там, где Йоко, там всегда безумные перфомансы. Но акцент делается не на этом. А на детской травме Джона. Только в этом фильме речь идет об отце, который бросил будущего битла. Леннон показан уязвимым и страдающим из-за прошлого. Актер, сыгравший девятого доктора в сериале «Доктор Кто» мне лишь, отдаленно напоминает самого Леннона. Можно сказать — в общих чертах похоже. Освещается период с 1967 по 1971 гг. Небольшой отрезок жизни, но тем не менее богатый на эмоции и внутренних демонов. Здесь показали не самые прекрасные ленноновские черты. Но любовная линия сделана очень трогательно. В фильме делается акцент на том, что это не самый простой этап из жизни Джона. В его судьбе "полный набор": проблемы в группе, разлад с женой, творческий кризис, возможное выгорание… Но тут появляется Йоко, которая помогает ему вновь обрести себя. Думаю, её образ слишком идеализировали.
Отнесу к преимуществам картины то, что показали какие у Джона были сложные взаимоотношения с его первой женой Синтией. Возможно, те психологические проблемы, преследовавшие Леннона с детства, выливались в ничем не сдерживаемый гнев.
А также показали, что именно Леннон развалил Битлз. Группа, разумеется, и так уже была на грани, но громкое решение было высказано от Джона.
Кстати, сами битлы выглядят забавно со стороны. Я бы даже сказала —карикатурно. Интересно, почему Ринго и Джорджу вообще не дали слов…
Много узнаваемых моментов: бегущие фанатки (как будто их уже где-то видели), тот же дом (можно вспомнить из клипа «Imagine»)…это, конечно, хорошо. Но лично мне резануло то, как создали образ Леннону. Ясное дело, что богатый человек окружает себя роскошью, но неужели и вне сцены Джон страдал такой откровенной тягой к карнавальному виду?
И, естественно, грустно после просмотра осознавать, что настрадавшийся, лишенный родительского участия в своей судьбе Леннон, в итоге со своим старшим сыном поступает так же.
В целом фильм хорош. Но остается горькое послевкусие.
- ИСТЕРИЯ. ИСТОРИЯ DEF LEPPARD
- Год: 2001
- Страна: США, Канада
- Жанр: драма, биография
- Рейтинг: 8/10 на Кинопоиске
Крутая группа и достоверный фильм о них. Получила удовольствие от просмотра. Да, он не такой заковыристый как про Короля и Шута, и не такой пафосный как Богемская рапсодия, и, разумеется, не такой необычный как «Сид и Нэнси». Возможно, тем, кто не особо любит их творчество сложно будет досидеть до конца. Весь фильм не особо держит в напряжении. Зато отчетливо показывает, что группа Деф Леппард — пример настоящей дружбы, упорства и мужества. Тут это всё просто, пусть и примитивно показано. Биографический фильм, который осилят только фанаты. Какое впечатление остается после? Стать известным музыкантом сложно, их путь сопровождался множеством проблем, но несмотря ни на что они остались прежде всего людьми.
Радует точность в датах. В самом сюжете нет лишнего привирания. Можно сказать, соблюдена документальная достоверность. Четко переданные персонажи и их истории. Например, хорошо показан вечно работающий и скрупулезный Джо Элиот, а также зависимость талантливого Стива Кларка и, разумеется, трагедия Рика Алена. Сила духа барабанщика, который превозмогая продолжил жить и вернулся на сцену —впечатляет. Как и их взаимная помощь и поддержка. Даже в самых критических ситуациях, когда многие нашли бы быстрый выход, заменив участника.
«Истерия», можно сказать, построена по правилам классического байопика.
Не все так прекрасно
Фильм, конечно, вдохновляющий. Но иллюзию идеального биографического кино ломает мнение Джо Эллиота, который считает, что работа была некачественная и неточная.
“В том фильме реально была показана наша история, но это было сделано весьма плохо. Его снимали в 1999, еще до того, как байопики стали повальным увлечением. Но сейчас… я не вижу нужды. Если бы я был режиссером или продюсером и захотел бы снять музыкальный фильм о рок-группе, я пошел бы прямиком к LYNYRD SKYNYRD. Эту историю обязательно надо рассказывать. И вообще, пока нет фильмов о ROLLING STONES или BEATLES или про Чака Берри, мы будем на заднем плане”.
Кста-а-ти, а Вы не замечали сходство некоторых сцен с «Богемской Рапсодией»? Тот же момент, когда они работают в студиях и та же просьба «спой повыше». Нет такого чувства, что сценарии местами напоминают друг друга?
***
Непростая всё-таки задача снять байопик. Я даже не знаю, что сложнее: снять точную экранизацию по книге или достоверную биографию о знаменитости. Лишь отчаянные режиссеры берутся за такое. А зрители всегда будут делиться на два лагеря: тем, кому все «зашло» и на тех, кто найдет массу несоответствий. А вы к кому относитесь?
---------
Благодарю за прочтение! Обнимаю за подписку! Всем хорошей музыки и качественного кино)