Найти тему
InFocus

Последняя колыбель

Премия Nature award за фотографию белого медведя – знак того, что эти великолепные создания все еще способны трогать людей.

Получившая приз зрительских симпатий фотография британца Нимы Сарихани - белый медведь у норвежского архипелага Шпицберген. Он спит, устроившись на опасно изогнутом осколке тающего льда. Спокойствие медведя сочетается с неистовыми волнами, набегающими на его прибежище, в какой-то момент море поглотит, растворит льдину…

Когда я увидел, что эта фотография победила, у меня возникли смешанные чувства.

Фото Нимы Сарихани
Фото Нимы Сарихани

Тема одинокого медведя на хрупком обломке льда связана для меня с некоторыми проблемами. В фильме 2015 года “Это меняет все” писательница Наоми Кляйн заявила, что изображения «отчаявшихся белых медведей» из-за таяния льдов так регулярно использовались в средствах массовой информации, что начали надоедать.

Н. Кляйн не имела в виду, что ей все равно, но хотела привлечь внимание к тому, что определенные изображения или мотивы теряют силу по мере их частого повторения. Полезно ли для экологического движения продолжать зацикливаться на белых медведях, когда бесчисленное множество других видов страдают не меньше или когда, возможно, существуют более оригинальные способы донесения информации о проблемах навсегда исчезающих с лона Земли животных и птиц?

До недавнего времени меня убеждали аргументы Кляйн. Однако то, что фотография Сарихани получила приз зрительских симпатий, является одним из свидетельств того, что судьба белых медведей продолжает вызывать симпатии и сострадание.

Как эксперт по искусству 19 века и визуальной культуре, я часто встречал белых медведей на картинах викторианской эпохи, но не придавал им особого значения.

Я решил выяснить, есть ли связь между этими историческими работами и нынешним увлечением белыми медведями. Хотелось заглянуть за рамки определенного способа визуализации белых медведей. В конце концов, оговорки Кляйн касались не белых медведей как таковых, а изображений «отчаявшихся» белых медведей. Но, возможно, есть другие способы их изображения, которые могут изменить мое представление.

Исследования привели меня в увлекательное путешествие от изящных эскимосских фигурок стоящих медведей до некоторых довольно причудливых европейских гравюр, где они больше похожи на белых лохматых собак.

Голландские китобои в Арктике – три корабля в замерзшем море Вигерус Витринг (1657-1721), Музей Фицуильяма
Голландские китобои в Арктике – три корабля в замерзшем море Вигерус Витринг (1657-1721), Музей Фицуильяма

Благодаря этим работам я многое узнал о давних и сложных отношениях между людьми и белыми медведями, а также о том, что белые медведи постоянно были вовлечены в более широкие отношения с человеком. Например, знаменитая картина Эдвина Ландсира 1864 года «Человек предполагает, Бог располагает» изображает двух свирепых медведей, кормящихся среди обломков корабля.

Эта картина рассказывает о знаменитой неудачной экспедиции исследователя Арктики Джона Франклина по открытию Северо-Западного морского прохода. Здесь белые медведи символизируют жестокое поражение человека от природы.

«Человек предполагает, Бог располагает» Эдвин Ландсир
«Человек предполагает, Бог располагает» Эдвин Ландсир

Другие картины викторианской эпохи, между тем, показывают, насколько тесно судьба белых медведей была связана с китобойным промыслом на северном и южном полюсах и вокруг них. Когда китов в арктических водах стало мало, охотники обратили внимание на торговлю медвежьими шкурами. Здесь на первый план выходит зависимость человека от природы, а также жестокое насилие, совершаемое по отношению к ней.

Исследуя эти работы, я решил обратиться к Дугу Аллану, исследователю дикой природы, который более 35 лет снимал и фотографировал в Арктике. Я хотел знать, видит ли Аллан связь между долгой историей изображений белого медведя и современными фотографиями и видеоматериалами о медведях, которые мы видим сегодня.

"Диана" и "Чейз" в Арктике. Джеймс Х. Уэлдон (1832-1893), Морской музей Халла
"Диана" и "Чейз" в Арктике. Джеймс Х. Уэлдон (1832-1893), Морской музей Халла

Справедливости ради стоит сказать, что Аллану никогда не надоедали белые медведи, несмотря на многие часы, проведенные им в Арктике в ожидании, когда кто-нибудь появится в поле зрения.

Он разделял мой интерес к истории белых медведей и текстам, где использовались их изображения. Вместе мы исследовали коллекции в шотландском городе Перт. Объекты, принадлежащие Пертскому музею и художественной галерее и Королевскому шотландскому географическому обществу, помогли мне по-новому взглянуть на эту тему.

Анонс к сериалу Дуга Аллана
Анонс к сериалу Дуга Аллана

Мы установили связь между картинами 19 века и материалами, которые он снял для таких кинофильмов, как «Замерзшая планета» (2011- 2012 гг.). Это документальный сериал о самых отдалённых уголках нашей планеты, о местах, где экстремальные условия отрицают само существование жизни. Однако жизнь здесь не просто существует, она процветает. Приспосабливаясь и изменяясь…

Несмотря на множество различий, картины викторианской эпохи и документальные фильмы о природе объединяет цель – запечатлеть драматические моменты для более впечатляющей по силе воздействия передачи послания.

Касатки в Антарктиде, кадр из сериала Д. Алана.
Касатки в Антарктиде, кадр из сериала Д. Алана.

Постепенно мы пришли к выводу, что скучными были не фотографии белых медведей, проблема заключалась в ограниченных, часто сентиментальных текстах, которые их сопровождали. Изображения представляют собой нечто большее, чем милые, грустные или эмоциональные словесные всплески о климатическом коллапсе – такого рода описания лишь сглаживают их. Вместо этого ситуация заслуживает объяснений, раскрывающих гораздо более сложные, иногда противоречивые истории.

В связи с этим я все еще думаю о фотографии Сарихан – о том, чем она отличается от других современных изображений белого медведя и, может быть, связана с давней традицией изображения медведей.

«Холодный Север», Джон Макаллан Свон (1847-1910), Галерея Киркколди
«Холодный Север», Джон Макаллан Свон (1847-1910), Галерея Киркколди

Почему фотографии белых медведей на айсбергах так популярны? Какие еще виды изображений из полярной реальности мы упускаем из виду? Как бы отличалось наше восприятие этой конкретной фотографии, например, если бы медведь был мертвым, а не спящим?

Возможно, у меня смешанные чувства по поводу фотографии Сарихана. Однако, как человеку, который к настоящему времени видел сотни изображений белых медведей, мне это далеко не наскучило. Когда я смотрю на них, вижу сложную историю изображений белого медведя и множество драматических повествований о выживании и насилии, которое им постоянно навязывали.

Что ж, если вас не трогает то, что вы считаете «просто еще одним медведем на айсберге», попробуйте подумать о легендарной традиции изображений белого медведя, о том, как они изменились по мере изменения наших собственных отношений с окружающей средой.

Сэмуэль Шоу, преподаватель истории искусств

(пер. с англ. Л. Лаврова)