"А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец." (Лк. 2: 22-35).
15 февраля православные христиане отмечают двунадесятый праздник – Сретение Господне. В этот день вспоминается событие, описанное в Евангелие, когда Божия Матерь Мария и святой Иосиф Обручник принесли Младенца-Христа в Иерусалимский храм для посвящения Господу на сороковой день после Рождения для исполнения закона Моисеева. По закону Моисееву принято было посвящать всех первенцев мужеского пола Богу. Такое постановление было дано Израилю после выхода их из Египта. "И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, Мои они." (Исх. 13: 1-2). При этом положено было приносить очистительную жертву: однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, а если семья небогатая, то двух горлиц или двух молодых голубей (См. Лев. 12 гл.). Пречистая Дева и Иосиф принесли очистительную жертву: двух голубков. Надо подчеркнуть, что Пресвятая Богородица и праведный Иосиф чтили закон и исполнили всё, как было положено, хотя Христос был зачат непорочно и при Рождении не повредил девства Своей Матери, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил Ее чистоту, освятив Ее своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Дева, по Рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною.
Что ещё знаменательного было в этот день? Когда родители Иисуса принесли Его в храм, чтобы совершить обряд, то они встретили там праведного благочестивого старца, которого звали Симеон, пришедшего в тот день в храм по внушению Святого Духа. Симеону было предсказано Ангелом, что он не умрёт, пока не увидит Христа. По преданию, Симеон переводил книгу пророка Исаии, и когда дошёл до слов: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Исаия 7: 14), хотел заменить слово "Дева" на "Жена", но в это время ему явился Ангел и остановил его, при этом Ангел сказал, что он не умрёт, пока не увидит Христа. По преданию, Симеону было триста лет, когда он встретил Младенца-Христа. Исполнилось то, чего Симеон ждал всю свою долгую жизнь. Исполнилось пророчество Ангела. Теперь старец мог спокойно умереть. Симеон взял Младенца на руки и произнёс следующие знаменитые слова, которые читаются на Всенощной, а также в благодарственных молитвах по Святом Причащении: "Нынe отпущаеши раба Твоего, Владыко...". Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к Ней со словами: "се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2: 34-35). Это было пророчеством о Распятии, которое ждало Её Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через Её материнское сердце. Для Симеона Богоприимца эта встреча со Христом была радостной, он увидел Христа, Спасителя мира, как и было предсказано ему Ангелом.
В тот день произошла ещё одна встреча. В храме была святая Анна Пророчица, которой тоже было открыто, что этот Младенец – Христос. Святая Анна Пророчица после смерти мужа не вышла замуж, ещё до Пришествия Христа она жила по-христиански, вела праведную, благочестивую жизнь, посвятив свою жизнь Богу, служа Ему постом и молитвой. Для неё эта встреча тоже была радостной, она прославила Бога и говорила о Младенце всем ожидавшим избавления в Иерусалиме. "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет." (Лк. 2: 36-39).
Так Симеон Богоприимец и Анна Пророчица в этот день встритили Господа, Спасителя мира. Что может быть радостнее этого события? Что может быть радостнее новости о Рождении Христа-Спасителя, Который может избавить от смерти и ада? Никакое событие в жизни человека не сравнится с этим. Что есть жизнь человека без Бога? Какими бы яркими событиями не была наполнена земная жизнь человека, она конечна. Человек не спасёт себя сам от смерти и ада, каким бы замечательным он ни был. А вот Христос Господь может спасти от смерти и ада. Поэтому, думаю, что никакое событие в жизни человека, какое бы радостное оно ни было, не сравнится с Рождением Христа, Его Воскресением. Эти события важны и значимы для каждого человека, верующего во Христа, потому что каждый человек, уверовавший во Христа, соблюдающий Его слово, может наследовать жизнь вечную. Теперь у нас есть надежда на спасение. Также и праздник Сретения Господня важен для всех нас, как и все события в жизни Христа.
Для Симеона Богоприимца, как уже говорилось выше, эта встреча со Христом была радостной, он мог спокойно отойти в мир иной и ждать там Воскресения Христова и спасения, поэтому смерть была счастьем для него. Епископ Феофан Затворник писал: "В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…" Думаю, что события церковных праздников так или иначе перекликаются с временами года, изменениями в природе. Так праздник Сретения Господня, 15 февраля, - это время встречи зимы и весны. Уходит зима, как образ Ветхого Завета, наступает весна - образ нового Завета, Воскресения в материальном мире. Пасха Господня (Воскресение Христово) бывает всегда весной, когда природа оживает, расцветает.
Такой радости от встречи с Господом святой Симеон Богоприимец и святая Анна Пророчица удостоились за служение Ему, любовь к Нему, выбор духовного, а не земного. Также и нам следует стремиться к встрече с Господом, стремиться в храм Божий, который есть Небо на земле, стремиться к общению с Господом, выбирать небесное, а не земное, а не так поступать, как те званые из притчи о званых и избранных, которые выбрали земное и не пришли к царю на ужин (см. Мф. 22: 1-14). Так, встретив Господа уже в этой жизни, открыв Ему своё сердце, и мы может быть сможем в конце этой земной жизни, как святой Симеон Богоприимец, спокойно отойти в мир иной, уповая на Бога.
"Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше." (1-е Кор. 13: 12-13).
Источники: https://azbyka.ru/days/, https://foma.ru/, из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова, https://bible.by/.
Всех христиан с праздником!