Еще месяц в Эрмитаже будут открыта выставка произведений французского искусства XVIII в., подготовленная совместно с ГМИИ им. А.С. Пушкина. В Москве она прошла с большим успехом, поэтому я с нетерпением ждала ее открытия у нас. Предлагаю вам краткий обзор того, что меня зацепило.
Выставка занимает один большой Николаевский зал, где проходят практически все масштабные проекты Эрмитажа. В аванзале с размещена практически вся текстовая информация по выставке: здесь можно прочитать о Дени Дидро, историю Салонов, сопоставление представленных произведений с фиксацией Г. де Сент-Обена и гравюрами П. Мартини. Некоторые гравюры представлены в экспозиции, так что можно самостоятельно поискать, где висели представленные картины в Лувре.
Для меня было открытием, что известные Парижские салоны проходили в одном помещении, где картины размещались в несколько рядов от пола до потолка с соблюдением строгой иерархии. Стены в Салоне были покрашены в академический зеленый, что очень удачно было воспроизведено на выставке в Эрмитаже. Да и компактное размещение произведений перекликается со шпалерной развеской Салона.
Произведения размещены на щитах хронологически, начиная с самых первых салонов и заканчивая Салоном 1789 г. Дидро не сразу стал критиком выставок, поэтому первая половина произведений просто знакомит нас с современных искусством для европейцев XVIII века. Представьте, такие путти украшали бы Севкабель? На выставке представлены не только живописные полотна, но и шпалеры, рисунки, книги и скульптура. В конце зала можно оказаться на инсталляции "кабинет Дени Дидро", не существовавший в действительности в таком виде, но содержащий все предметы, близкие духу критика.
Визуально выставка очень красива. Однако, в самом зале крайне мало текста из-за чего восприятие идет на уровне чувств (понравилось/не понравилось), знаний (насколько хорошо посетитель знает тот или иной сюжет или автора, настолько глубоко он может прочувствовать дух эпохи) и глубокого погружения (если заранее что-то читали/смотрели или готовы читать весь этикетаж).
Этикетаж подготовлен очень качественно, к каждому предмету приведена история создания, цитаты из записок Дидро и отсылка к записи в каталоге выставки. Однако все эти данные напечатаны очень мелко, и чтобы вынести информацию о картине, надо буквально вплотную подходить к произведению. Такая подача не всегда удобна, да и велика вероятность, что на десятом предмете посетитель просто сдастся и начнет читать выборочно, на что упадет взгляд или где будет меньше народу.
В моем случае ситуация оказалась просто патовой - я была на выставке с малышом, а значит стоять у каждой картины не могла. Поэтому поход превратился в общий осмотр красивых картин, к которым были приписаны годы, а изучение и погружение в тему произошло уже постфактум.
Если вы, как и я, далеки от истории французского искусства 18 столетия, советую посмотреть кураторскую лекцию Анны Сулимовой по одноименной выставке в ГМИИ, также очень интересна беседа Кирилла Головастикова и Ильи Доронченкова о профессии художественного критика и роли Дени Дидро в популяризации Салонов. Если вы хотите погрузиться еще глубже в историю Парижский Салонов, можете посмотреть весь плейлист ГМИИ и почитать статьи о выставках Д. Дидро.
В результате изучения всех описанных материалов у меня сложилось довольно полное представление о том, что я увидела, и захотелось почитать об истории Салона в XIX в. Однако, мне показалось, что вариант выставки в ГМИИ был более удачным. Более спокойное размещение предметов в нескольких залах, сопровождение картин большими и яркими цитатами Дидро дают даже через экран эффект гармоничного созерцания и запечатлевают образами картины с историями. Именно после просмотра лекции я запомнила то, что увидела. Да и ироничные и яркие комментарии Дидро потерялись в общем тексте этикетажа. Мне показалось, что в Петербурге получилась классическая выставка о Парижских салонах XVIII в., а в Москве - нестандартный взгляд на произведения трехвековой давности через тексты современника и критика.
Не грустите, друзья, кто, как и я, не смог посетить ГМИИ. Мы тоже можем посмотреть на картины под новым нестандартным углом, просто для этого нужно чуть больше времени и желания.
© Светлана Мунжукова