Найти тему
Великий Брат

Алиев готовит блицкриг на Ереван: Эрдоган начертил маршрут

Оглавление

На фоне новостей о новых провокациях на границе Армении и Азербайджана вновь поднимается вопрос: куда же в финале стремится триумфатор “третьей карабахской войны” Ильхам Алиев? Вопрос Арцаха был решён им быстро и решительно в сентябре прошлого года, к чему же ему нужна очередная конфронтация? Понятно, что это политические очки, и понятно, что одним обострением дело не ограничивается. У Алиева есть план, у которого, в свою очередь, есть конечная цель.

Фото: IMAGO/Giorgos Kontarinis/Eurok/globallookpress
Фото: IMAGO/Giorgos Kontarinis/Eurok/globallookpress

Лежащий на поверхности ответ таков: дело в Нахичеванской Автономной Республике, или попросту Нахичевани, по названию столицы эксклава, являющегося конституционно частью Азербайджана. Нахичевань отделена от остального Азербайджана южными территориями Армении, и создание сухопутного коридора в автономную республику и есть та стратегическая цель, к достижению которой Ильхам Алиев двигается вот уже пятый срок подряд.

“Азербайджанская империя” Эрдогана

Провокация, взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня – всё это уже происходило раньше, причём не один раз. Но в мае и ноябре 2021 года, а также в сентябре 2022 года за провокациями следовал и рывок азербайджанских войск на запад, в результате которого под контроль войск Алиева переходили очередные куски территории Армении. Если взглянуть на карту, то сразу становится ясно – Азербайджан стремится продвинуться в направлении Нахичевани. Причём, с недавних пор Ильхам Гейдарович даже не скрывает своих территориальных претензий. На данный момент Азербайджан официально заявил свои претензии на восемь населённых пунктов, семь из которых находятся в Тавушской области на северо-западе Армении, а один в Араратской, граничащей с Нахичеванью. Если провести прямую линию между областями, она пройдёт через Ереван. Кстати, о том, что Ереван – это историческая часть Азербайджана, Алиев сказал ещё пять лет назад.

Kremlin Pool/Global Look Press
Kremlin Pool/Global Look Press

Успешная операция в Нагорном Карабахе позволила Алиеву получить рекордные 92% на прошедших не той неделе президентских выборах, а происходящее сейчас – легитимизация их результата. “Восстановление исторической справедливости”, “объединение нации”, “имперские амбиции" — философствовать о причинно-следственных связях можно долго. Мы же рассмотрим, что даст прокладывание сухопутного коридора из Нахичевани в Азербайджан другим игрокам региона.

Самое очевидное – Азербайджан предоставит братской Турции прямой выход к Каспийскому морю. Эрдоган получит новые маршруты для торговли и обмена ресурсами с Россией, а также с Туркменией и Казахстаном. Взамен Алиев получит выход к Средиземному морю. В том, что братские республики договорятся о взаимовыгодных условиях, сомневаться не приходится. Скорее даже, они обо всём уже давно договорились.

Весьма “ирАнично”

Не стоит упускать из внимания и фактор противостояния Турции с Ираном. В случае налаживания сухопутного коридора Турция-Каспий Иран потеряет не только связь с зависимой Арменией, но также и важный элемент регионального влияния, поскольку присутствие Турции на Каспии, несомненно, ослабит влияние Ирана. На данный момент Иран обеспечивает значительную часть судоходства в Каспийском море и доминирует в его южной части. Турция через Азербайджан вполне сможет “отгрызть” себе заметную часть всех потоков.

С другой стороны, именно Азербайджан может послужить тем самым связующим звеном между Турцией и Ираном, которое позволит напряженность между двумя доминирующими в регионе странами зарыть топор холодной войны, тем более что у них уже есть общий враг — Израиль, против которого обе страны активно воюют на дипломатических фронтах с 7 октября прошлого года.

Kremlin Pool/Global Look Press
Kremlin Pool/Global Look Press

Не стоит забывать ещё одного игрока, пристально следящего за происходящим и имеющего свои интересы, — Россию. Может сложиться ошибочное впечатление, что Россия самоустранилась из региона, оставив Пашиняна и Алиева самих решать конфликты под чутким руководством Эрдогана и Раиси, но это не так. Владимир Путин — человек исключительной мудрости, и даже здесь просматривается его стратегический план. И Турция, и Иран — стратегические партнёры России на Ближнем Востоке, торгово-экономические и военно-политические связи с которыми выстраивались десятилетиями и порою менялись кардинально. И тем не менее выстроенные сейчас Россией отношения с персами и османами имеют важнейшее, прямо-таки глобальное значение уже не для Кавказа или Ближнего Востока, а для всего мира. И, конечно, маленькая грызня за территорию между двумя маленькими, пускай и очень гордыми кавказскими странами, по сути — лишь проекция того, что происходит на глобальной арене, и делается это при прямом участии России.

На данный момент всё сказанное – из области предсказаний, впрочем, учитывая слабость политического руководства Армении, это предсказание вполне может сбыться. Недаром, после результативной “контртеррористической операции” Алиева в Арцахе, среди армян ходит злая шутка о Пашиняне: “Сдал Арцах, сдаст и Ереван”.