Найти тему
24,4K подписчиков

Отец, дай закурить

414 прочитали

О падении нравов среди делаваров, минго, шауни и прочих племен долины Огайо в конце XVIII века

Раньше молодежь уважала старших, особенно с седыми или белыми головами. Молодые считали, что раз те дожили до таких преклонных лет, то они должно быть очень мудры и благоразумны, и им счастят боги. Поэтому юноши хорошо относились к старикам, и нет-нет, а приносили им с охоты оленя или еще что-нибудь, в надежде, что те наставят их, как дожить до почтенного возраста. С этой же целью они дарили старикам нитки или даже целые пояса из бусин вампума. Хотя при отдаче подарка ничего такого не говорилось, старики всё понимали и приберегали свой совет до удобного случая.

В былые времена ни один молодой индеец не осмелился бы взять кисет с табаком (обычно его выделывают из шкуры выдры, бобра, енота, лисы, хорька или другого мелкого животного, снятой чулком, с небольшой прорезью у горловины) у старика и набить его табаком свою трубку, считая это большим грехом и полагая, что такой проступок уменьшит срок его прожитых зим.

Поэтому в те минувшие дни, когда молодой человек просил у почтенного старца разрешения угоститься его табаком, старик понимал, что юноша вовсе не это имеет в виду, а хочет что-то положить в кисет. Обычно внутрь клали вампум, а табак не трогали. Этот дар также делали в надежде, что старик поделится своим опытом и научит юного воина, как обрести мудрость и дожить до глубокой старости. Пожилые люди действительно давали хорошие советы: регулярно приносить подношения Великому духу за себя и своих друзей, быть целомудренными, воздерживаться от пьянства и воровства, которые были бичом индейского народа даже в те времена. Однако, обычай одаривать стариков практически прекратился.

О падении нравов среди делаваров, минго, шауни и прочих племен долины Огайо в конце XVIII века  Раньше молодежь уважала старших, особенно с седыми или белыми головами.

Старики утратили уважение окружающих, а молодежи нет до них никакого дела, и они, похоже, совсем не стыдятся своих пороков. По этой причине сами индейцы заявляют, что их положение год от года становится все только хуже. Поскольку среди них нет ни закона, ни законного наказания, им нечего бояться, разве что обиженный может отомстить за себя тем же способом, каким его самого обидели. Если кто-то соблазнит чужую жену, то рогоносец попытается соблазнить жену обидчика. Он будет держать свою задумку в тайне и не успокоится, пока не добьется удовлетворения, тогда он сообщит о своей победе посторонним так, чтобы слух об этом достиг ушей обидчика…

О блуде

…Обычай сватовства требует, чтобы жених, если он, конечно, желает ухаживать как положено, и хочет быть уверенным, что будущая жена от него не уйдет, сначала посылает подарки: одеяла, отрезы ткани, рубашки и все в этом роде, что индейцы используют в качестве одежды, и, возможно, несколько поясов или саженей бус из вампума. Если у него нет тканей, то подойдет и один вампум. Эти вещи жених отдает индейцу, которому доверил свое желание жениться, а тот передает дружке, который будет договариваться о свадьбе.

После этого собираются друзья невесты, осматривают подарки, и задают девушке главный вопрос, которая, как правило, решает его в соответствии с пожеланиями своих родителей и родственников. Затем жениху сообщают о решении невесты. Если следует отказ, то подарки просто возвращают, и это воспринимается как дружеский щелчок по носу.

В случае согласия девушка без лишних разговоров направляется в дом своего мужа, вещи, которые составляют выкуп невесты, делятся между друзьями, тоже самое делается с поясами вампума, которые разрезаются на куски. Друзья молодых отвечают на любезность любезностью и торжественно приносят в дом новоиспеченных супругов запас кукурузы, бобов, котелки, деревянные блюда, ложки, сита, корзины, топорики и пр. утварь. Как правило, молодая чета живет в доме друзей, пока не построит собственное жилище. Этот обычай до сих пор сохранился среди индейцев.

Однако, в последние годы беспорядочная жизнь и порок так распространились среди индейцев, что многие из хороших обычаев, превносивших в обыденную жизнь налет благопристойности, забыты. В настоящее время, если индеец посватается в соответствии со старинным обычаем, сторона невесты ему никогда не откажет, рассчитывая на подарки. Наоборот, друзья невесты будут уговаривать девушку пожить немного мужчиной, а потом уйти от него под любым предлогом. Так и получается, что женщины переходят от от одного мужчины к другому ради подарков. Однако есть много случаев, когда муж и жена хранят друг другу верность всю жизнь.

Хотя в настоящее время много индейцев-мужчин мирно живут со своими женами, особенно если у пары есть совместные дети. о которых нужно заботиться (ведь если у мужчины есть несколько детей, он будет стараться ужиться с женой), молодежь предпочитает быстро расстаться после свадьбы. Следовательно, среди индейцев процветает блуд, и влияние сатаны в этом отношении очень велико.

Если вы спросите меня, почему индейцы в настоящее время более склонны к пороку и беспорядочной жизни, чем раньше, при том, что и тогда и сейчас они оставались невежественными язычниками, то можно назвать две причины.

Во-первых, несомненно, многие дурные привычки индейцы переняли от торговцев, которые часто подолгу живали среди племен, пока н еначались индейские войны. От них же индейцы приобрели привычку напиваться до бесчувствия.

Во-вторых, раньше индейцы с большим уважением относились к старикам и вождям, от которых они узнавали, что неверность в брачных отношениях является большим преступлением и виновный не будет жить ни долго, ни счастливо. Теперь же индейцы не питают уважения к старшим, и каждый считает себя самым мудрым по собственным разумениям.

Источник - Сборник рукописей под названием "История североамериканских индейцев", написанных моравским миссионером Давидом Цайсбергером во время его работы среди делаваров на реке Маскингам, Огайо, в 1779-1780 годах.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.