Во многих фэнтезийных циклах нет развития. Тысячу лет назад было Средневековье, сейчас на дворе рыцари с мечами, да и после возвращения автора с сиквелом мало что меняется. Конечно, это выглядит странно.
Однако есть писатели, у которых мир движется по пути прогресса: Джо Аберкромби ("Первый закон"), Брендон Сандерсон ("Двурожденные" - продолжение трилогии "Рожденный туманом"), Терри Пратчетт. В "Плоском мире" сэра Терри 51 книга, и от "Цвета волшебства" до "Пастушьей короны" можно наблюдать реальный прогресс.
В "Движущихся картинках" Пратчетт показывает создание кинематографа - пока только магического. Алхимики создали октацеллюлозу, которую можно использовать для показа движущихся картинок. Первые фильмы были обучающими, но постепенно народ дошел до "блокбастеров". Их начали крутить в местечке под названием Голывуд.
Следующим важным событием стало создание печатного станка (книга "Правда"). Конечно же, где печать, там и газета. Вначале появилось солидное издание "Анк-Морпорк Таймс", но у него быстро завелся конкурент - таблоид. Скандалы, интриги, расследования посыпались на обывателей сплошным потоком. Постепенно количество типографий росло, и в Анк-Морпорке начали печатать все - от гномьих модных журналов до магических фолиантов.
В магическом мире единственная форма мгновенной связи - это передача сообщений высококвалифицированными ведьмами и волшебниками. Конечно, это стоит дорого, и простым людям приходится обходиться курьерской почтой (пешком или на лошадях). Более быстрый способ связи давно назрел, и в "Пятом элефанте" появляется система клик-башен - семафорных вышек, похожих на телеграф.
На башне работают два оператора - один принимает послания, а другой передает. Для отправки сообщений используются восемь отверстий с цветными огоньками, каждой букве соответствует определенная комбинация. Каждый состоятельный человек или организация может купить или построить свою клик-башню. Тогда у них появляется личный адрес в формате "е-mail". Например, вот адрес ассоциации Игорей: Yethmarthter@Überwald.
Когда правитель Анк-Морпорка Ветинари дал мошеннику Мойсту фон Липвигу второй шанс на жизнь, он стал ключевым действующим лицом в модернизации города. В книге "Держи марку" Мойст получает назначение на Почтамт и в короткий срок поднимает почтовую систему на новый уровень. претерпевает полную реконструкцию. Благодаря изобретению марок и найму никогда не устающих големов почтовая служба становится реальным конкурентом перегруженной системы клик-башен.
В книге "Делай деньги" следующей работой Мойста становится Монетный двор. Там бывший мошенник изобретает бумажные деньги - банкноты, которые начинают заменять монеты из золота и серебра. Помогает ему в этом необычный механизм под названием "Хлюпер", который анализирует денежное обращение и вносит коррективы в количество банкнот. Фактически "Хлюпер" - это ИИ-регулятор финансовой системы, и его поломка может создать настоящий экономический кризис.
Теперь, когда есть клик-башни, а неутомимые лошади-големы тянут почтовые кареты, связь между городами Плоского мира стала максимально быстрой и доступной. В книге "Поддай пару" появляется новое изобретение, которое облегчает туризм - железная дорога. В самой первой книге "Цвет волшебства" турист Двацветок был диковинкой. Люди считали его чокнутым, раз он тратит кучу времени на то, чтобы разъезжать по миру. С помощью поездов путешествия стали удобными и доступными для всех.
Волшебники Незримого Университета тоже вносят свой вклад в прогресс с помощью магии. Например, в Университете есть биологический суперкомпьютер Гекс. Он дает ответы на разные вопросы, получая энергию от крутящих колесо муравьев. Между его первым появлением (в "Интересных временах") и последним (в "Науке Плоского мира") Гекс превратился из большого калькулятора в своего рода модем (благодаря интеграции с клик-башнями).
Интересно, что Пратчетт показывает развитие не только через технический прогресс. Вместе с Плоским миром меняются и его жители. Особенно это заметно на примере отношения к големам. Вначале люди считают големов безмозглыми машинами, которые могут выполнять только грязную и тяжелую работу. У них нет эмоций, они беспрекословно подчиняются, им не нужно платить.
Когда появляется первый голем, требующий оплату (книга "Ноги из глины"), его боятся и ненавидят. Но постепенно все больше големов задумываются о своем месте в мире. Они превращаются из простых инструментов в личностей, и со временем их принимают в общество.
Отношение к меньшинствам меняется на протяжении всего цикла "Стража". Вначале зачисление гномов и троллей в стражники воспринимают как блажь лорда Ветинари, однако новички доказывают свою пользу. В городской страже появляются оборотень, вампирша и даже зомби, а жители начинают их ценить за дела, а не за внешность.
Возможность наблюдать за тем, как развивается целый мир - это одна из важных причин, почему книги Пратчетта так притягивают читателей.
Спасибо за внимание! А как вы считаете, важно ли техническое развитие для больших фэнтезийных циклов?