Любая жизнь наполнена разного рода случайностями. Это каждый может подтвердить. С какой ноги ты встал с постели или что съел сегодня на завтрак вряд ли подвержено какой-либо предопределенности.
Однако стоит взглянуть на вопрос глубже, и сразу все становится сложнее.
Каждый может вспомнить в своей жизни происшествия, которые казались абсолютно случайными, и только по прошествии времени приходило осознание, что они как раз и были абсолютно необходимыми для того или иного развития событий.
Причем, события разного рода – как положительные, окрашенные радостными эмоциями, так и отрицательные, которые осознавались нами как разного рода беды и несчастья.
И чем грандиознее были эти события, тем четче было осознание (разумеется, для сколько-нибудь глубокого человека), что в них не было и не могло быть никакой случайности.
Такая понимание находит полную поддержку в Библии. Вот что говорит Бог устами Своего пророка Исайи:
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это». Ис. 45. 7.
Для всех маловерующих людей – это достаточно обескураживающее заявление.
Как – Бог производит бедствия!?.. Как такое может быть? Разве это Бог?.. Ведь это дьявольские деяния!?..
Но – это, опять же на поверхностный взгляд.
Увы, для многих людей Бог – это благостный старичок на облачке, который подобно Деду Морозу только может гладить людей как детишек по головке, просить рассказать ему стишки и обязательно в итоге одарить подарочком.
Нет, не только гладить по головке, Он может и огреть по этой самой головке. И все по-настоящему верующие люди не сомневаются в этом.
Так что если смотреть в глубину, то мы видим, что все сколько-нибудь серьезные события в любой человеческой жизни никогда не бывают случайными.
А что святые люди говаривали по этому поводу?
Вот, к примеру, преподобный Варсонофий Оптинский:
«Нет случая в жизни, все творится по воле Создателя».
Так что мы можем не сомневаться, что не бывает случайностей в жизни на уровне, который действительно эту жизнь определяет. Все – по воле Божьей.
Кстати, очень интересна сама семантика слов «случай» или «случайность».
Эти слова происходят от глагола «случать», то есть соединять, заставлять встретиться друг с другом.
Случаем же мы, к примеру, собак…
Да, с собаками хороший пример, но он с той же степенью адекватности подходит и к людям.
Для собак (думаю, тоже – очень неглубоких из них), когда их случают, им, вполне возможно, кажется, что события происходят случайно.
Случайно хозяин меня привел в это место… Случайно здесь оказалась другая собачка… Случайно той же самой породы… Ну – и так далее. Простая цепь случайностей.
Удивительно, что и многие люди склонны рассуждать подобным образом.
Но на самом деле Бог нас действительно «случает» с необходимыми для нас событиями.
Необходимыми в любом, как мы уже убедились, качестве – как положительными, так и отрицательными - радостями и бедствиями.
Однако, если это так, то закономерно задать вопрос: а что же дьявол?
Какое он отношение имеет ко всему тому, что с нами происходит, если с нами все происходит по воле Божьей?
И вот тут действительно интересная загвоздка.
Дело в том, что претендовать на исключительность воли Божьей в жизни могут только по-настоящему верующие люди.
Они действительно могут не сомневаться, что все происходит с ними по абсолютно однозначной воле Божьей, без которой и волос не упадет с их головы:
«… У вас и волосы на голове все сочтены». Лк. 12. 7.
И тогда воля дьявола, который, разумеется, все старается делать против воле Божьей, просто включается в обнимающую его волю Божью.
Это похоже на то, как маленькая окружность облекается большой. Маленькая – это воля дьявола, он никогда не выйдет за рамки маленькой окружности своей воли за рамки большой окружности воли Божьей.
Но это верующие, и не на словах верующие, а те, которые действительно отдали свои сердца в благие Божьи руки.
Что касается всех остальных людей, то – увы!... Здесь нет полной защиты от разного рода случайностей.
Поэтому и падения самолетов и кораблекрушения и аварии поездов с многочисленными жертвами – это повод для них задуматься.
Если в них гибнет верующий человек – значит, это полностью входило в план Божий для завершения его жизни. А если неверующий… - то это вполне может быть, «за компанию».
Как по этому поводу сказал Иисус Христос, когда кто-то озадачился вопросом о случайности гибели восемнадцати человек от падения Силоамской башни:
«Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме?
Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибните». Лк. 13. 4-5.
Да, все так же - «случайно» погибните.
Есть повод задуматься.