Вчера был д/р Петра ПОДГОРОДЕЦКОГО. Напомню своё интервью с Марианной ЕФРЕМОВОЙ, с коей мы давно знакомы.
Про «Машину времени» она знает больше, чем любой из официальных биографов. Не только потому, что супруга Валеры Ефремова, барабанщика группы, но и потому, что профессиональный телевизионщик, то есть человек, который умеет замечать те вещи, которые не замечают другие. Все фото (кроме финального блока) из архива М. Ефремовой.
– Всё нравилось, что делала «Машина времени», то есть все жёны были поклонницами именно творчества, мы сейчас не говорим про личные взаимоотношения, а про творческий аспект. Всем нравилась музыка?
– Думаю, что да, я сейчас не могу уже ответить за всех, отвечу за себя. Мне нравилась музыка, что сочиняли , я вникала, что пишется, как пишется, новые аранжировки , все было интересно. Уже нельзя было ходить на репетиции, что было раньше разрешено.
– С каких пор и почему стало нельзя?
– Не знаю почему, у них уже появились постоянные профессиональные базы уже мы им мешали.
– А до этого ходили.
– Приходили, можно было посидеть на репетиции спокойно, или если ты договариваешься, допустим, после репетиции куда-то пойти, мы приезжали и ждали, пока кончится репетиция. Потом перестали ходить на них, уже появились студии, очень много они работали на студии ГИТИСа у Николаева Олега.
Порой писались ночью, поздно вечером, студии освобождались в ночные часы. И вот туда можно было прийти и посмотреть процесс записи, процесс создания той или иной песни. Именно тогда , в этот момент влился Петя Подгородецкий.
Создание «Скачек», «Поворота» и других песен, вот это происходило именно там. Я видела аранжировки, которые делал Петя. Он ещё пробовал первые шаги в этом коллективе, ещё они не знали, возьмут, не возьмут, были сомнения.
– В чём были сомнения? Он же мега-профессиональный человек, насколько я понимаю?
– Сомнения были: нужен клавишник, не нужен клавишник.
С Петей очень интересная связанна моя личная история. У меня подруга была, мы с ней дружили 1975-76-й год, когда была активная эмиграция евреев из России. Она была музыкантом, училась.
С Валерой они были мало знакомы. Она уезжает, связь между нами прерывается. Наши отношения восстановились, может быть, лет 10 назад. Я рассказывала ей о своей судьбе за этот период времени, естественно, мы смотрели фотографии. Когда она увидела Петю, она говорит: ты знаешь, я этого парня знаю, мы с ним вместе учились в одной группе.
– Small World. А что за история с «Поворотом», 1979 год – 40 лет уже? Потому что известно, что у Кутикова и Подгородецкого разные представления об авторстве самого известного хита «Машины времени». Какое-то мнение у Марианны Ефремовой?
– Я затрудняюсь сказать, но я очень хорошо помню, что Саша Кутиков наигрывал этот «Поворот» на гитаре и пробуя мелодию в разных тональностях.
И в моих воспоминаниях Петя ещё не работал в коллективе, а просто пробовался.
Вот у меня картинка складывается, что сидит Кутиков, показывает этот «Поворот», потом я уже вижу картинку, что Петя сидит за пианино и делает какую-то аранжировку.
Не могу утверждать об авторстве… тогда разве можно было подумать, что пройдет 40 лет и будут возникать вопросы об авторстве? Все тогда было коллективное.
PS Марьяша весьма деликатно подвела итог, но вывод, который сделал я, наблюдая за мимикой моей собеседницы – вклад Подгородецкого очевиден, но автор, как и гласит официальная версия – Кутиков.
Пётр родился в музыкальной семье. Его бабушка Вера Фёдоровна была пианисткой, мама Виктория Ивановна Подгородецкая — профессиональной певицей — всю жизнь проработала в «Москонцерте». С юности занимался музыкой, сначала в капелле мальчиков при Гнесинском институте (руководитель — Вадим Судаков), потом в Детской музыкальной школе № 22 им. Шапорина.
После девятого класса поступил на дирижёрско-хоровое отделение в Музыкальное училище при Московской консерватории («Мерзляковка») , в 1975 году стал лауреатом Международного конкурса хоров в итальянском городе Ареццо, с музыкальным коллективом побывал в Италии, окончил училище в 1976 году.
Потом два года служил во Внутренних войсках МВД СССР[2]. Во время службы потерял зрение на одном глазу: ему в левый глаз попали буханкой хлеба, в результате — отслоение сетчатки. Играл в Оркестре песни и пляски ВВ МВД СССР. Тогда же он по подобию итальянских хитов тех лет написал медленную и лиричную музыку, которая впоследствии трансформировалась в ритмичную песню «Поворот».
С 1978 года по 1979 год был концертмейстером экспериментального Театра Юденича. Тогда же он подрабатывал пианистом в ресторанах и зарабатывал 500 рублей в месяц.
При встрече Александр Кутиков рассказал, что «Машина» распалась и пригласил его и Валерия Ефремова присоединиться к новой «Машине». По словам Подгородецкого, его и Ефремова Кутиков уговаривал целый месяц.
Пётр Подгородецкий в период пребывания в «Машине времени» был единственным музыкантом, который имел музыкальное образование и воинский стаж.
Почти сразу после прихода Подгородецкий показал группе музыку к будущему «Повороту». Были испробованы многие аранжировки, и в итоге от безысходности она была выпущена в теперь уже привычном виде.
Песня «Поворот» становится популярной и возглавляет хит-парады газет «Московский Комсомолец» и «Смена». Весной 1980 года в «МК» была написана статья о песне авторства либо Артемия Троицкого, либо Евгения Фёдорова. К ней же карикатуру на участников группы написали Андрей Макаревич и его отец Вадим. В то же время Пётр Подгородецкий в составе «Машины времени» становится лауреатом фестиваля «Весенние ритмы-80» в Тбилиси.
«Машина времени» по популярности стояла наравне с Высоцким и была даже впереди Аллы Пугачёвой. Режиссёр Александр Стефанович в какой-то момент предложил ей и группе вместе сняться в новом музыкальном художественном фильме. Алла Борисовна в первый же съёмочный день устроила скандал и отказалась от съёмок, и тогда Стефанович на её место пригласил Софию Ротару. В итоге в прокат был выпущен фильм «Душа», благодаря которому «Машина времени» стала ещё более известной.
После выхода фильма из-за финансовых разногласий Пётр Подгородецкий покинул группу в мае 1982 года. Последние гастроли были по Северному Кавказу: Нальчик — Грозный — Владикавказ — Махачкала