Найти в Дзене

Смогут ли страны Запада изъять российские активы: мнение эксперта

Оглавление

После начала СВО средства, хранящиеся на зарубежных счетах российского Центрального банка в размере $300 млрд (более 80% из них в странах Европы, в основном в Бельгии), были заморожены.

По мере введения новых пакетов антироссийских санкций всё чаще стала обсуждаться возможная конфискация этих активов.

О законности, вероятности и последствиях таких действий рассказал и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений ГУУ Евгений Смирнов.

Высшие должностные лица нашей страны уже приравняли потенциальную конфискацию российских активов к откровенному воровству. Поэтому конфисковать сами активы очень сложно.

Сложности с конфискацией российских активов сконцентрированы вокруг отсутствия юридического механизма, который позволил бы это сделать законно (важно, что активы пока заморожены, а не экспроприированы), в том числе избежав прецедента, когда другие страны могут начать использовать такую тактику в дальнейшем.

Поэтому страны Запада ищут обходные пути, которые позволили бы им законным путем изъять хотя бы часть российского имущества.

Путь первый. Активы ваши – проценты наши

Однако Европа может начать процедуру изъятия процентных доходов от них и их последующую передачу Украине, и здесь юридические основания, как считают европейцы, будут более вескими. Они полагают, что России принадлежат только активы, а не доходы, полученные от их использования.

При этом Европа должна понимать, что даже изъятие процентных доходов выходит за рамки сложившихся в мировой финансовой системе правил, поэтому трудно оценить последствия для ЕС и как это отразится на репутации его финансового рынка и евро. Сегодня, в условиях серьезных испытаний, которые переживает мировая финансовая система, в контексте тренда на дедолларизацию и перехода в расчетах между странами на национальные валюты — это более чем серьезный аргумент. Кроме того, процентные доходы, по сравнению с самими активами, несущественны, и их изъятие будет политическим демонстративным шагом Еврокомиссии, не вносящим весомого вклада в поддержку Украины. При этом прецедент всё же будет создан.

Важно также принимать во внимание, что в свое время ряд стран ЕС заключил с Россией действующие по сей день соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций, которые исключают произвольную или случайную экспроприацию собственности и устанавливают сложные правила международного инвестиционного арбитража на этот счет.

Путь второй. Чужой актив как наш залог

Вместе с тем правительства западных стран в качестве одного из вариантов рассматривают план по выпуску долговых обязательств для финансирования Украины, используя российские замороженные активы в качестве залога.

Этот подход некоторые называют инструментом легитимизации присвоения активов. Однако в перспективе многие развивающиеся страны, рассматривающие ранее — особенно в периоды кризисов — гособлигации как финансовое убежище (те же хрестоматийно известные казначейские облигации США), перестанут доверять этим ценным бумагам, снижая, таким образом, доверие к резервным валютам — доллару и евро.

Таким образом, конфискация российских активов может обернуться еще и бегством инвесторов, усугубить дисбалансы на международных рынках капитала. Наконец, прецедент с конфискацией подрывает сложившиеся основы международного сотрудничества центральных банков.

Что ответит Россия

Следует ожидать, что если конфискация российских активов всё-таки начнется, то Москва предпримет аналогичные шаги в отношении зарубежной собственности в нашей стране. Имеются в виду значительные средства зарубежных инвесторов на спецсчетах «С», которые сопоставимы с тем объемом активов, что Запад предполагает конфисковать.

По некоторым оценкам, в России до сих пор работают около 1,6 тыс. зарубежных компаний, половина из которых находится в собственности структур из стран «большой семерки». Более того, в качестве ответного шага РФ может осложнить процедуру ухода зарубежных компаний с российского рынка.

При этом большая часть активов хранится в Бельгии, и ответные меры со стороны РФ, вероятно, уже прорабатываются, прежде всего, в отношении этой страны.

Таким образом, реальный эффект от маневров стран ЕС может оказаться сомнительным. Юридических обоснований пока нет. Беспрецедентные шаги, связанные с конфискацией российских активов, требуют жесткой координации на международном уровне, что обязательно заведет в тупик процесс их изъятия.
И.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, доктор экономических наук, профессор Евгений Николаевич Смирнов.
И.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, доктор экономических наук, профессор Евгений Николаевич Смирнов.

Неприятная ситуация складывается. Хитрость с процентами напомнила о похожей ситуации в «Простоквашино»: «Корова государственная, а все что она дает – молоко или телят – это уже наше». Только вот за корову уплачено было, да и купили ее насовсем в итоге, чтобы не создавать лишних проблем.

Будем надеяться, что страны Запада вернут России замороженную корову вместе с процентами и не будут создавать неприятные прецеденты.

Отвлечься от мировых проблем и поднять настроение помогут публикации на официальных каналах ГУУ: начало зимней научной школы, актуальный ролик о ледяном окне и забавный о студенте-активисте.

Оставайтесь с нами – у нас еще

много всего интересного)