Чем грозит эстонским политикам высшего эшелона объявление в розыск по уголовной статье в России.
На сайте МВД России появились карточки с данными политиков из Эстонии, Литвы и Латвии. Сразу несколько особ, занимающих высшие руководящие посты в странах бывшей советской Прибалтики, объявлены в розыск по статьям Уголовного кодекса России. Конкретные статьи не названы, однако неофициально руководство МВД сообщило, что речь идет об уничтожении памятников советским воинам, освобождавшим Прибалтику от фашистов в годы Второй мировой войны.
На данный момент официально, по данным МВД, в розыск объявлены:
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас;
госсекретарь Эстонии Таймар Петеркоп;
министр культуры Литвы Симонас Кайрис;
министр юстиции Латвии Инеса Либиню-Эгнере;
глава Минфина Латвии Арвилс Ашераденс;
министр земледелия Латвии Армандс Краузе;
экс-глава МВД Латвии Мария Голубева;
члены сейма Латвии, которые голосовали за снос памятников советским воинам.
Вероятно, все они являются подозреваемыми по делам о реабилитации нацизма - эта статья, как правило, применяется в случаях надругательства над памятью советских солдат, отдавших жизнь в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны. В Эстонии за 10 лет снесли или уничтожили более 200 памятников советским солдатам, в Литве - около 50, в Латвии более сотни.
Зачем объявлять в розыск граждан других стран?
При всей возмутительности деяний, в которых обвиняют эстонских, латвийских и латышских политиков, возникает простой незамысловатый вопрос - зачем объявлять их в розыск? Местонахождение этих персон известно, они не скрываются. Чего тут искать?
С другой стороны - ну нашли, и что? Неужели Эстония по запросу МВД арестует своего премьер-министра и выдаст её правоохранительный органам России? Это нереально.
Как объяснил Семен Сергеев, адвокат по уголовным делам, есть установленная процедура расследования уголовного дела:
- После того, как выявлен факт преступления и установлены подозреваемые, с ними надо произвести следственные действия - допросить, ознакомить с постановлением о возбуждении дела.
Если же это невозможно - обвиняемый скрывается или, как в данном случае, недоступен для правоохранительный органов России - его объявляют в розыск. На время розыска следователь может приостановить производство по уголовному делу - до тех пор, пока обвиняемого не доставят.
Фактически, объявление в розыск персон, которые заведомо недоступны, позволяет не тратить ресурсы на расследование дела без перспектив доведения его до суда.
А если поймают?
С другой стороны - а вдруг? У России есть взаимный договор об экстрадиции (выдаче преступников и подозреваемых) с 20 странами. Среди них есть даже страны ЕС - Болгария, Венгрия, Греция, Кипр. Теоретически, если эстонские политики будут объявлены в международный розыск (это отдельная процедура, требующая согласования), то на территории этих стран их должны задержать и выдать России.