Первый источник , позднее идентифицированный как хеттский , являлся памятником , покрытым неизвестными иероглифами . Он был обнаружены 1839 году французским путешественником Тексье в Богазкеойе , на востоке Малой Азии.
Целенаправленно раскопки в в этом районе впервые начали в 1861 году французы Гийом и Перро , а нашли хеттские памятники при осмотре местности в 1872 году .
Потом нашли хеттские древности за пределами Малой Азии , в прилегающих районах Северной Сирии .
В 1870 году Джонсон и Джессуп , а в 1872 году Гуман и Пухштейн обследовали Каппадокию , Северную Сирию , районы Хамата , Амана , Тавра .
Им удалось снять план с развалин Богазкеойя , они сняли слепки с религиозных сцен высеченных на скалах Язылы - Кая . Потом оказалось , что это высечены сцены бракосочетания Земли и Бога Плодородия . Хорошо видны костюмы , элементы одежды . Изучение материалов раскопок дало археологам представление о жизни , занятиях , быте , оружии древних хеттов .
Крупные раскопки велись Лушаном с 1882 года по 1902 год в Северной С ирии , в Зендширли .
Ему удалось открыть четыре археологических слоя , по которым прослеживалось превращение небольшого древнего поселения в большой город , защищённый стенами.
Самый древний нижний слой открыл поселение II тысячелетия до н.э. ( XIII - XII в.в. до н.э. ) . Была обнаружена крепостная стена , была внутренняя стена вокруг дворца.
В третьем слое нашли останки двух дворцов периода расцвета Хеттского государства . когда в Сирии жили одновременно с хеттами древние арамейцы .
Четвертый археологический слой относится ко времени расцвета Ассирийской державы (VII в. до н.э ).
Раскопки в Зендширли дали богатейший материал историкам , по которому изучалась история хеттской культуры и ее влияние на народы в Северной Сирии.
Такое же значение имели раскопки в Сакче - Гези .
Более интересный материал дали раскопки Г. Винклера и Макриди - бея в 1906 - 1921 годах. Удалось обнаружить развалины столицы Хеттского государства . Найдены были остатки пяти дворцов , крепостных стен , ворота с башнями , керамика , государственный архив с 10 000 клинописных документов .
Через десять лет эти раскопки продолжили Биттель и Гютербое .
Очень интересными для археологов были стены большого города около Эюка . Они интересны своею полигональной кладкой , своеобразными рельефами , множеством скульптур и сфинксами , украшавшими косяки ворот .
Из ряда раскопок интересны раскопки археологов 1946 - 1947 гг. в Кара - Тепе , в предгорьях Тавра тем , что множество надписей двуязычны. Они сделаны одновременно на хеттском и финикийском языках . По времени появления относятся к хеттско - сирийским княжествам , существовавшим IX в. на территории Киликии. Судя по надписям , там находилось царство , которым правил " Азитавадд , благословенный богом Васлом , муж могучий , царь дануниитов " , построивший "мощные укрепления на всех на всех границах " своего царства и обосновавший город , развалины которого нашли на Кара - Тепе .
Не смотря на плохие отношения России и Турции два века тому назад , войны , конфликты , русские исследователи тоже принимали в раскопках и изучении хеттского наследства . Российский археолог Люндеквист ( шутить не буду - за напрашивающуюся шутку чуть не вылетела из университета , так как археологию нам читал тоже русский ученый Евгений Альфредович Шмидт , а ума не посмеяться вслух в 17 лет не хватило ) открыл древние памятники в Мараше , между Малой Азией и Сирией .
Первым , кто сумел прочитать хеттские иероглифы и клинописи , был чешский учёный Б. Грозный. Это было в годы Первой мировой войны .
Крупный знаток древних языков народов Передней Азии , профессор В. К . Шилейко перевел на русский язык многое хеттские надписи .
Академик В. В. Струве посвятил несколько работ изучению хеттских законов , общественного строя страны хеттов .