Свой фильм «Неуловимые мстители», ставший первой часть трилогии про приключения отважной четверки подростков, режиссер Эдмонд Кеосаян снял по повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Правда, от литературного источника сценаристы заметно отступили: героев стало четверо, а не трое, к ним присоединился гимназист Валерка Мещеряков. А вместо китайца Ю-ю в фильме появился Яшка-цыган.
«Неуловимых мстителей» называют «советским вестерном». По сюжету картины в годы Гражданской войны на Украине появляется банда, которая, прикрываясь нуждами молодой советской республики, грабит жителей бедного села. Неуловимые мстители — четверка отважных юных партизан Валерка, Данька, Ксанка и Яшка-цыган — вступают в неравную борьбу с врагами Советской власти.
Кеосаян хотел найти актеров на главные роли среди студентов театрального вуза, но они не выглядели как подростки. А по сценарию героям не больше 15 лет. Режиссер остановился на кандидатуре Виктора Косых на роль Даньки Щуся и Михаила Метелкина на роль Валерки Мещерякова. Оба они уже снимались в картине «Звонят, откройте дверь» 1965 года Александра Митты, а Косых успел сыграть Костю Иночкина в любимой многими комедии про пионерский лагерь «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964) Элема Климова. Ксанку сыграла Валентина Курдюкова, а Яшку — Василий Васильев, юный цыган, который прекрасно пел и танцевал.
Лента «Неуловимые мстители» стала лидером проката в 1967 году. Ее посмотрели 54 млн человек. Пересмотрела «советский вестерн» и редакция РБК Life — и нашла несколько любопытных моментов, которые можно назвать ляпами, а можно списать на небольшие погрешности сложного постановочного процесса.
Сцена с куплетами Бубы Касторского
На 14-й минуте от начала фильма внимательный зритель может найти сразу два чередующихся ляпа. В этом эпизоде Буба Касторский выступает на уличной сцене с куплетами и занавес за его спиной в течении песни то плотно задернут, то приоткрыт.
Рубаха Даньки
В этой же сцене в толпе ходит Данька и внимательно прислушивается к местным кумушкам. На герое светлая свободная рубаха, вот только ворот у нее живет своей жизнью в разных кадрах, хотя на экране проходят буквально секунды. Рубаха то наглухо застегнута, то распахнута на груди.
Колодец, веревка, ведро
Второй час от начала картины. В дозоре сидят несколько человек, в том числе герой Савелия Крамарова, который рассказывает про мертвых с косами вдоль дороги. В этот момент видно колодец-журавль с длинной веревкой и без ведра. Затем с помощью этой веревки сбегает из плена Данька, а в следующую секунду на экране — тот же колодец, но уже с короткой веревкой и ведром.
Казачок в карете
50-я минута. У раненого казачка в остановленной карете Данька вытаскивает записку к Гнату Бурнашу, поворачивая тело юноши на бок. Прочитав записку с одним предложением, он передает бумагу Валерке. Камера показывает общий план, на котором видно, что тело казачка уже изменило положение, хотя его никто не трогал.
Шапка казачка
И тот же эпизод с погоней за каретой: на голове у казачка отчетливо видна черная папаха из овчины или каракуля с белой вставкой. Когда «неуловимые» открывают остановленную карету, с головы убитого сваливается уже куда более мохнатая шапка и падает за землю. Далее она снова превращается в головной убор из стриженой овчины.
Финальная сцена с Буденным
Финальная сцена. Командарм Семен Буденный благодарит бравую четверку за подвиги. Подростки входят в кабинет и жмут руку знаменитому военачальнику в довольно свободном виде — шинели у всех нараспашку. Речь Буденного не прерывается, но буквально через фразу — воротники у Даньки, Ксанки, Валерки и Яшки оказываются аккуратно застегнутыми на все пуговицы.
Ранее в другом советском фильме — ставшем культовым «Белом солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля — мы тоже нашли несколько киноляпов. Их можно посмотреть здесь.
Читайте также:
Медведчук рассказал подробности своего обмена в 2022 году
В Берлине призвали ЕС перестать полагаться на ядерное оружие США
В Рамалле выразили сожаление, что ХАМАС предпочел Катар России