Найти тему
«Брянские новости»

Отменят ли ельцинскую приватизацию брянских заводов?

Генпрокуратура потребовала вернуть в пользу Российской Федерации трех предприятий промышленной группы Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК). По мнению надзорного органа, проведенная более 30 лет назад приватизация заводов, которые относились к военно-промышленному комплексу, была незаконной, так как для продажи требовалось решение правительства России. Может ли в этой связи волна докатиться до Брянска, где много заводов тоже работали на армию и были переданы в частные руки по той же программе приватизации, которая проводилась под приглядом ЦРУ, если не по плану американцев?

Генпрокуратура полагает, что челябинские законы попали под контроль недружественных государств, а их изделия сейчас вывозятся по заниженной стоимости в США и Европу. Группа челябинских заводов производит 90 процентов ферросплавов в России, которые используются при изготовлении высококачественной стали для военной техники, жароупорных авиационных двигателей, ударопрочных стволов вооружений и бронебойных снарядов.

Как уточняет «Коммерсантъ», Генпрокуратура настаивает на том, что приватизация Серовского завода была утверждена Свердловским областным комитетом по управлению госимуществом, который «явно действовал с превышением полномочий» и в 1993–1999 годах вместе с областным фондом имущества распределил 100 акций предприятия, «которые им не принадлежали». По такой же схеме попал в частные руки ЧЭМК.

В иске указано, что, получив все акции, Юрий Антипов в феврале 2023 года оформил активы на принадлежащее ему и его семье АО «Компания «Эталон»», а затем три завода, «представляющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны», и вовсе «попали под контроль резидентов недружественных государств», в частности, канадско-швейцарской RFA International.

«Выпускаемая заводами под их контролем и предназначенная для производства вооружений и боеприпасов продукция в ущерб национальным интересам по заниженной стоимости вывозится в США, Францию и Великобританию, ведущие агрессивную политику в отношении Российской Федерации и поставляющие оружие на Украину».

Приватизации в Брянской области, как и во всей России, предшествовала так называемая выборность директоров. Это позволило еще во времена СССР горлопанам, шарлатанам и демагогам занять руководящие посты на многих предприятиях. Это безумие было сравнимо разве что с Приказом №1 Петросовета и подписанной Керенским «Декларацией прав солдата», которые положили начало развалу армии и в целом Российской Империи.

Ко времени приватизации сложилось такое положение, что некоторые брянские предприятия уже дышали на ладан, коллективы других были в смятении, испытывая огромные трудности. Люди остались без денег, поэтому многие продали за копейки чубайсовские приватизационные чеки. Их скупали мешками фонды, за которыми чаще всего прятались мошенники и воры, а также воры и мошенники, которые прятались за фондами и бывшими партийными боссами. Начались чековые аукционы, которые были сродни шулерству. Жители области вкладывали чеки, а потом оказывалось, что завода или фабрики уже нет или они работают как другие юридические лица.

Чуть строже было с военными предприятиями, но многие из них тоже пропали. Расположенные в районах заводы или цеха просто сгинули, над воротами сейчас только вороны летают.

Бедой и спасением некоторых брянских заводов было то, что они не относились к сырьевым отраслям. Дельцы же стремились урвать прежде всего предприятия нефтепереработки, металлургии и так далее. Машиностроительные предприятия загребали уже во вторую очередь, однако в таких городах, как Брянск, это была как раз первая очередь. Чудом уцелели БЭМЗ, автозавод, с потерями вышел из приватизационной чумы БМЗ, трудно пришлось и «Кремнию». С остальными заводами было еще хуже, от некоторых остались только названия.

Учитывая характер большинства брянских производств и нынешний статус, можно предположить, что «расприватизация» их не коснется. Хотя жители области, как и другие россияне, до сих пор считают себя ограбленными во время разгула самораспродажи страны.

Дмитрий Данилов