«Звездные войны» открыли новую фэнтези страницу в визуальном смысле, а музыка Джона Уильямса к «Эпизоду IV: Новая надежда» положила начало новому этапу в музыке для американских фильмов
С чего начать разговор об одном из самых известных саундтреков в истории американского кино? Например, с обзора долгой карьеры легендарного Джона Уильямса до «Звездных войн».
Но нет, начнем с Джорджа Лукаса, человека, из творческого колодца которого родилось все, что касается «Звездных войн».
Он поставил очень сложную задачу перед композитором: «Мне нужно произведение, сравнимое с величайшими шедеврами истории симфонической музыки».
Лукас снимал свой фильм, который называл просто «Звездные войны», но позже переименовал в «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда». Он отбраковал для саундтрека произведения таких людей, как Бетховен, Бах и Чайковский, передав эту часть работы Уильямсу, который был рекомендован Стивеном Спилбергом после того, как Уильямс написал музыку для «Челюсти». Лукас сказал: «Да, вот также. Но лучше».
Главная часть симфонии Уильямса для «Звездных войн» наиболее узнаваема из всех его произведений, но другие композиции партитуры не менее амбициозны по масштабу, а стилистическое разнообразие стилей поражает, учитывая, что всё написано одним человеком. «Звездные войны» были новаторскими в визуальном смысле, но без фирменного саундтрека фильм воспринимался бы совершенно по-иному.
Интересно посмотреть без музыки, как Дарт Вейдер заходит на корабль принцессы Леи в самом начале «Новой надежды». Всё кажется странным - входит не слишком ловкий мужчина, который чуть было не споткнулся о свой развевающийся плащ, бросается в глаза и громоздкий, явно обременительный неудобный шлем. Все недостатки на лицо. Но смотрим с музыкой, и с Дартом Вейдером что-то происходит. Он мгновенно становится грозным, уверенным злодеем-монстром, легендарным персонажем, которого хорошо знают поклонники саги.
Один из неожиданных моментов - выбор Уильямсом музыки для знаменитого галактического бара.
Какая музыка звучит в пропитанном джином дайв-баре в дальних уголках Вселенной? Нет, это не синти-поп-диско, которая усиливала многие футуристические идеи кинопроизводства 70-х. Вместо этого мы слышим быструю джазовую мелодию под названием Cantina Band, которую Уильямс сочинил специально для «Новой надежды» - неудивительный выбор для бывшего джазового пианиста, ставшего теперь кинокомпозитором.
Но Уильямс написал песню после того, как Лукас предложил ему идею: «Представь, как несколько существ из будущего столетия найдут музыку свинг-джаз-бэнда Бенни Гудмана 30-х годов в какой-нибудь капсуле времени или где-нибудь под камнем… Так вот, как бы они могли ее интерпретировать?»
Тем не менее диско-версия тоже появилась. Музыкальный продюсер Меко увлекся темой «Звездных войн» и предложил Casablanca Records сделать диско-версию музыки к фильму, в результате чего получился диско-кавер Star Wars Theme/Cantina Band, который появился на сборнике Mercury Inspired By Star Wars And Other Galactic Funk и стал платиновым.
Эта сцена с шумной вечеринкой стала одной из главных причин возвращения Джорджа к оригинальной трилогии, чтобы «исправить» некоторые фрагменты, как только его компания ILM освоила работы по созданию спецэффектов в компьютерной графике. Однако было то, что точно не нужно было править никак - это партитура.
Если попробовать выбрать любимую музыкальную тему не только из «Новой надежды», но и из всех «Звездных войн», одной из главных претенденток наверняка будет «Тема Люка», которой изначально не было в саундтреке. Очень зажигательная мелодия, звучащая, когда Марк Хэмилл смотрит на закат двух солнц своей родной планеты Татуин. Её назвали «Тема Люка», но первоначально она называлась «Двойной закат», а потом - «Тема Скайуокера». Это красивая и захватывающая мелодия, затишье перед бурей. Не только в самом саундтреке, но и по сюжету «Звездных войн».
Кульминационный эпизод - появляется лихой контрабандист Хан Соло. Интересно, что несмотря на всю его браваду и важность момента этого эпического поворота в конце фильма, у этого любимого многими персонажа нет собственной музыкальной темы. Ни в «Новой надежде», ни в «Империя наносит ответный удар», ни в «Возвращении джедая», ни в «Пробуждении силы». Именно так задумал Уильямс: единственный намек на тему Хана Соло звучит, когда он влюбляется в принцессу Лею. Но это будет только после того, как «Империя нанесет ответный удар». А в «Новой надежде» музыку, хоть как-то связанную с Ханом, можно услышать во время наиболее напряженных для него эпизодов и в моменты его триумфа, торжества победы Хана над своими врагами.
Музыка Джона Уильямса для «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» обозначила некую революцию, новый этап в развитии американской киномузыки. Уильямс продолжил, написав музыку для таких знаменитых фильмов, как «Индиана Джонс», оригинальный «Супермен», франшиза о Гарри Поттере, а также для многих работ Стивена Спилберга, но не забудем и про его влияние на других кинокомпозиторов. Если когда-либо во Вселенной появится джедай-композитор, Джону Уильямсу очень подошли бы мантия и световой меч.