Белоруссия намерена в ближайшие 2−3 года решить задачу создания на территории России собственной портовой инфраструктуры и флота, заявил посол Белоруссии в РФ Дмитрий Крутой.
- «Когда мы будем иметь свой флот, мы будем иметь свои суда, мы не будем зависеть ни от западной инфраструктуры, ни от инфраструктуры недружественных стран.
- Мы будем владельцами всей полноценной инфраструктуры, сможем регулировать экономики этих логистических затрат самостоятельно. Это задача максимум. Думаю, она будет решена в ближайшие 2−3 года», — рассказал он в эфире белорусского телеканала ОНТ.
По словам дипломата, у республики сейчас 20 портов и отличные перспективы не только в части классической перевалки грузов, но и вхождение с инвестиционным портфелем в различные проекты.
Он сообщил, что основные маршруты, которые обсуждались Владимиром Путиным и Александром Лукашенко — это порты Балтики как базовый маршрут и Мурманск, то есть выход на Северный морской путь. Ранее президент Белоруссии заявил, что Минск заинтересован в развитии СМП.
- «Мы бы очень хотели, чтобы быстрее была программа реализована, нам легче было бы работать», — сказал он.
Рассматривают в Минске и возможность участия в программе строительства атомного флота, который будет обеспечивать соответствующую навигацию в сложных погодных условиях.
- «Почему эта тема взлетит в ближайшее время, как говорят наши транспортники? Интерес того же Китая.
- Китай со своей стороны очень активно сейчас тестирует и на примере Мурманска, и на примере Архангельска и других портов на Северном морском пути этот маршрут. Мы видим, как каждый год кратно растет количество заявок на перевозку грузов в Китай по этому маршруту», — подчеркнул Дмитрий Крутой.
Дипломат отметил, что это связано с геополитикой, ситуацией в Красном море, Суэцком канале. Он подчеркнул, что россияне и белорусы оказались в «одной санкционной лодке», что наиболее ярко проявляется в транспортной сфере.
Дмитрий Крутой отметил в числе важных маршрутов Север-Юг и Дальний Восток.
По его словам, он обсуждал с губернатором Приморья Олегом Кожемяко строительство порта в Приморском крае и уверяет, что на Дальнем Востоке существует желание предоставить белорусам свой собственный порт с привязкой к Северному морскому пути.
- «С губернатором Приморского края мы договорились, что по примеру Балтики и Мурманска, которые сейчас находятся в стадии активной реализации, здесь ждут команду наших специалистов, уже имеющих опыт подготовки такого бизнес‑плана и технико‑экономического плана участия в портовых проектах.
- Губернатор сказал, что любой вариант возможен: прямое белорусское участие, стопроцентно белорусский порт, доли 50/50, совместная деятельность, совместное инвестирование, совместная прибыль и так далее», — рассказал он рассказал «СБ. Беларусь сегодня».
Этот порт планируется использовать как важный пункт для транзита в Китай.
Как ранее рассказал первый замминистра транспорта и коммуникаций Республики Алексей Ляхнович, Белоруссия переваливает свои грузы через порты в разных регионах России — в сторону Астрахани и через Каспийское море, порты Черного и Азовского морей. Наиболее задействованы большой порт Санкт-Петербурга и другие порты Балтийского моря.
- «Они превалируют по объемам и имеют преимущество по тарифам, потому что, во-первых, расстояние по железной дороге очень короткое, во-вторых, по отдельным видам грузов мы получили скидку на Балтику», — пояснил он.
Кроме России и Китая, в числе основных экспортных направлений белорусских товаров страны Латинской Америки, Африки, а также Индия.
Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин считает, что никто не мешает белорусским компаниям принять участие в качестве соинвесторов в любых российских проектах.
- — Это не противоречит ни нашему законодательству, ни здравому смыслу. Есть, например, Северный морской путь — большой федеральный проект, в который вкладываются большие деньги. В последние годы там серьезный прогресс. Ничто не мешает белорусскому бизнесу инвестировать в этот проект и получать от этого выгоды.
«СП»: А насколько реализуемы планы по созданию собственного флота, да еще в сжатые сроки?
- — В области судостроения есть несколько стран лидеров. Например, Южная Корея, есть верфи в Германии, в Китае, в конце концов, есть наша
- Объединенная судостроительная корпорация, которая тоже в последние годы на месте не стояла, был вполне серьезный прогресс. Какой смысл в этом Белоруссии, не имеющей своих морских выходов?
- В принципе, в мировом судоходстве есть страны, которые не имеют выходов в моря, но имеют свой флот — это просто место регистрации. Но это уже вопрос, насколько белорусский флаг удобен для судоходства.
«СП»: Но ведь Белоруссия тоже под санкциями и вряд ли сможет заказать суда в той же Южной Корее или Германии.
- — Они могут обратиться к Китаю, так как китайцы санкций не признают, но при масштабах их заказов вряд ли это интересный партнер. Вопрос упирается не в транспортно-технологические или транспортно-экономические обстоятельства, это мировая политика.
- Самый естественный путь для белорусов — участвовать в российских проектах.
Директор Центра изучения перспектив интеграции, ст. н. с. ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Сергей Рекеда отметил, что сейчас основная транспортировка белорусских грузов идет в направлении Санкт-Петербурга и терминала в Мурманской области.
- — Это 95% белорусского транзита. До переориентации, прежде всего, на ленинградские порты у Белоруссии в Клайпеде был собственный терминал, по сути, тоже самое можно реализовать и на территории РФ.
- Это вопрос политических договоренностей. Учитывая, что на политическом уровне между двумя президентами есть хорошие контакты и договоренности такого уровня регулярно достигаются, можно говорить, что ситуация вполне перспективная и реалистичная для Белоруссии.
«СП»: Минск намерен участвовать в программе строительства атомного флота, то есть речь идет, вероятно, о СМП. В чем может заключаться это участие?
- — Думаю, это, прежде всего, привлечение кадров, белорусской научной базы, потому что во время строительства Белорусской АЭС со стороны «Росатома» создавалась не просто электростанция, а по сути, целая отрасль, соответствующие кадры готовятся в белорусских вузах.
- Думаю, подключение белорусских специалистов вполне возможно как с научной точки зрения, так и инженеров, которые могут участвовать в проекте.
«СП»: А инвестиции возможны?
- — Сложно сказать, потому что инвестиционные возможности Белоруссии в этом плане ограничены. Это больше политическое решение — выделять ли на это дополнительные ресурсы.
- Наверное, для Белоруссии это все-таки не первостепенная задача на сегодняшний день.
«СП»: У Минска есть амбициозные планы по созданию собственного флота. Но есть ли для этого ресурсы? Где брать суда, учитывая, что это и дорого, и требует времени, и свободных верфей, если строить с нуля, и т. д.
- — Вы, собственно, перечислили основные проблемы. Пока это концептуальный проект — создать флот. Не понятно на каком направлении, какого объема, какая специфика у него будет, поэтому сложно рассуждать, что реалистично сделать, а что нет.
- Понятно, что Белоруссия заинтересована в участии во всех транспортных коридорах, которые существуют в Евразийском пространстве — и в направлении Север-Юг через Россию, и СМП, но чтобы создавать свой отдельный флот… Деталей недостаточно, чтобы предметно обсуждать, что реально.
«СП»: До портов надо добраться, это, как правило железная дорога. В таких проектах Белоруссия готова участвовать?
- — На последнем заседании Госсовета сказано, что до Усть-Луги надо модернизировать железнодорожную инфраструктуру. Об этом договоренности есть.
- В сторону Китая — это слишком далекие и масштабные проекты. Не помню, чтобы белорусская сторона говорила, что они готовы вкладывать какие-то ресурсы. В России пока только очень приблизительно обсуждается модернизация железной дороги через Казань. Пока до этапа инвестирования не дошло.