Найти тему
История моды с Марьяной С.

Гостья из прошлого

Поговорим сегодня о персонаже одной знаменитой литературной сказки и о моде! О моде её времени...

Сколько лет Алисе? Той Алисе, чей "сказочный" образ вдохновил и увлёк когда-то Льюиса Кэрролла? Той сказочной Алисе, которая уже полтора века увлекает за собой читателей? Сложный вопрос. Её прототипу, Алисе Лидделл, было одиннадцать лет, когда она в первый раз услышала сказку, и четырнадцать, когда эта сказка была впервые опубликована; "Алисе в Зазеркалье"– семь с половиной лет.

Иллюстрация из рукописи Льюиса Кэррола, 1864, из коллекции Британской библиотеки
Иллюстрация из рукописи Льюиса Кэррола, 1864, из коллекции Британской библиотеки

А вот Алисе в фильме Тима Бёртона и вовсе девятнадцать. Мы привыкли к маленькой девочке, а нам вдруг представили (знакомьтесь, пудинги, это Алиса!) взрослую девушку... Неожиданно, но почему бы и нет? И почему бы нам не воспользоваться этим предлогом и обратить внимание на то, что обычно неинтересно маленьким девочкам, зато часто увлекает девочек больших?..

Кадр из фильма "Алиса в стране чудес", 2010
Кадр из фильма "Алиса в стране чудес", 2010

И это – мода. Все Алисы, какими бы мы сами, или художники-иллюстраторы, мультипликаторы и режиссёры себе не рисовали, принадлежат к "викторианской" эпохе Англии. Кажется, что это было так давно, что о ней все позабыли? Отнюдь! Каждый раз, когда мы надеваем строгий бархатный жакет, или белую блузку с длинными пышными рукавами, или платье с воротничком-стойкой или множеством маленьких пуговиц, или вечернее платье с глубоким декольте, обнажающим плечи... Каждый раз, как мы затягиваем шнуровку на корсаже такого платья или даже на настоящем корсете, который от непривычки мешает дышать, зато делает талию волшебно-тонкой; каждый раз, когда мы пришиваем к школьной форме белоснежные воротничок и манжеты, накидываем на плечи меховое боа, натягиваем длинные, облегающие руку перчатки... Словом, мы каждый раз на мгновение возвращаемся в XIX век.

И говоря о моде того века, часто используют термин "викторианская". Впрочем, что такое "викторианская"? За те шесть с лишним десятков лет, что Британской империей, а, значит, значительной частью тогдашнего мира, правила королева Виктория, мода неоднократно успела не просто измениться, а очень сильно измениться. Так давайте вернёмся назад, представив себя... Алисой. Но только не в Стране чудес, а в мире реальном (что, впрочем, совершенно не мешает ему быть чудесным).

Иллюстрация сэра Джона Тенниела, 1865, из коллекции Британского музея
Иллюстрация сэра Джона Тенниела, 1865, из коллекции Британского музея

Итак, вы... "голубоглазое существо с золотистыми волосами, заплетенными в две длинные косы, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках". Ах, нет, это другая девочка – Бекки Тэтчер из "Приключений Тома Сойера". Впрочем, они почти ровесницы, да и мода для маленьких девочек менялась не так быстро, как у взрослых дам. Так что на Алисе непременно должны были быть панталончики, чулки, платье – довольно короткое (девочки росли, и с годами платья становились всё длиннее), и передник – пусть о нём ничего не сказано в самой сказке, зато на классических иллюстрациях, одобренных самим Льюисом Кэрролом, Алиса в переднике, который обычно надевали на маленьких девочек, чтобы те не запачкали платье. Впрочем, если вы провалитесь в кроличью нору, передник вам вряд ли в этом поможет... Вы случайно не носили такой в школе?

Кадр из мультфильма "Алиса в стране чудес", 1951
Кадр из мультфильма "Алиса в стране чудес", 1951

А вот бёртоновская Алиса – без передника, поскольку уже девица на выданье, и в платье довольно коротком, даже чересчур коротком, учитывая её возраст. Но, наверное, будь оно совсем длинным, как положено было взрослым девушкам, мы бы уже совсем не могли бы узнать в ней ту Алису, которая беседовала с Мартовским зайцем...

Ну, хорошо. А что носила, например, мама Алисы? Раз уж с маленькими девочками всё так просто? (Относительно, конечно).

Вероятно, молодость её пришлась на 1840-ые, самое начало эпохи, которую назовут "викторианской". О, это один из самых чудесных периодов в истории моды! Талия, наконец, вернулась, после долгого путешествия, на положенное место. Юбки в меру пышные – ещё не настала эпоха кринолинов, и колоколообразный силуэт достигается за счёт многочисленных нижних юбок. Декольте часто отделывались широкой кружевной оборкой, "бертой". Словом, всё изящно и без излишеств...

Платье сер. 1850-х, из коллекции Парижского музея моды
Платье сер. 1850-х, из коллекции Парижского музея моды

Но наступает следующее десятилетие, и если поначалу юбки были пышными за счёт нижних, то со второй половины 1850-х начинается царство кринолина-клетки из стальных полосок. Над ним будут издеваться, его будут обожать, он будет порой мешать проходить в двери, но по сравнению с ним талия будет казаться такой тонкой!.. В 1860-х кринолин становится самым большим за всю недолгую историю своего существования, и немного меняет форму, становясь более вытянутым сзади. И в разгаре этой моды "Алиса в стране чудес" и будет опубликована в первый раз, в 1865.

К концу же десятилетия юбки становятся всё более и более плоскими по бокам и спереди, и акцент перемещается назад. Наступает эпоха турнюра – специальной накладки, которая надевалась сзади под платье, делая ту часть, что пониже спины, очень выпуклой и даже, можно сказать, выдающейся – причём в прямом смысле этого слова... Вначале это была накладка с многочисленными узкими оборками, позднее – нечто вроде подушечек, иногда в несколько рядов; иногда конструкция ещё больше усложнялась дополнительными обручами. Турнюру будут поклоняться дамы и их портные, его будут высмеивать в карикатурах с не меньшей страстью, чем до этого – кринолин.

Алиса Лиддел, 1870, и платье ок. 1872 из коллекции Парижского музея моды
Алиса Лиддел, 1870, и платье ок. 1872 из коллекции Парижского музея моды

Что ж, в 1870-е – это пор молодости Алисы Лидделл, "настоящей", не воображаемой Алисы. Вот она, на фотографии слева (здесь ей восемнадцать лет), а на фотографии справа – то, что она вполне могла носить, платье с турнюром. Хотя, как вы можете себе представить, в приличном обществе викторианской поры не принято говорить о том, что у леди под юбкой – пусть даже речь идёт о юбке нижней.

В конце десятилетия турнюры исчезли, но вскоре вернулись, и стали неотъемлемой частью моды 1880-х. Порой они бывали настолько пышными, что, как говорили, на одном платье можно было бы сзади расставить целый чайный сервиз. Согласитесь, это было бы "Безумное чаепитие", как у Мартовского зайца, Шляпника и Алисы...

Вечернее платье, 1884-86, из коллекции Метрополитен-музея
Вечернее платье, 1884-86, из коллекции Метрополитен-музея

Но и эта мода сходит на нет, так что сорокалетняя Алиса Лидделл, давно уже замужняя дама и мать, перешла к юбкам гладким.

А потом... Потом викторианская эпоха закончилась. Алиса жила ещё долго (не всегда, правда, счастливо, но ведь жила она не в сказке). Менялся образ жизни, менялась мода, её юность уходила в прошлое. Но оно, это прошлое, не такое уж и давнее, как может показаться. Протяните руку, и вы дотянетесь. Руку в узкой перчатке. Да, и не забудьте поправить кружевной воротничок! А можно и не поправлять – всё равно собьётся, пока будете бежать за Белым кроликом...

PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)