Поговорим сегодня о персонаже одной знаменитой литературной сказки и о моде! О моде её времени...
Сколько лет Алисе? Той Алисе, чей "сказочный" образ вдохновил и увлёк когда-то Льюиса Кэрролла? Той сказочной Алисе, которая уже полтора века увлекает за собой читателей? Сложный вопрос. Её прототипу, Алисе Лидделл, было одиннадцать лет, когда она в первый раз услышала сказку, и четырнадцать, когда эта сказка была впервые опубликована; "Алисе в Зазеркалье"– семь с половиной лет.
А вот Алисе в фильме Тима Бёртона и вовсе девятнадцать. Мы привыкли к маленькой девочке, а нам вдруг представили (знакомьтесь, пудинги, это Алиса!) взрослую девушку... Неожиданно, но почему бы и нет? И почему бы нам не воспользоваться этим предлогом и обратить внимание на то, что обычно неинтересно маленьким девочкам, зато часто увлекает девочек больших?..
И это – мода. Все Алисы, какими бы мы сами, или художники-иллюстраторы, мультипликаторы и режиссёры себе не рисовали, принадлежат к "викторианской" эпохе Англии. Кажется, что это было так давно, что о ней все позабыли? Отнюдь! Каждый раз, когда мы надеваем строгий бархатный жакет, или белую блузку с длинными пышными рукавами, или платье с воротничком-стойкой или множеством маленьких пуговиц, или вечернее платье с глубоким декольте, обнажающим плечи... Каждый раз, как мы затягиваем шнуровку на корсаже такого платья или даже на настоящем корсете, который от непривычки мешает дышать, зато делает талию волшебно-тонкой; каждый раз, когда мы пришиваем к школьной форме белоснежные воротничок и манжеты, накидываем на плечи меховое боа, натягиваем длинные, облегающие руку перчатки... Словом, мы каждый раз на мгновение возвращаемся в XIX век.
И говоря о моде того века, часто используют термин "викторианская". Впрочем, что такое "викторианская"? За те шесть с лишним десятков лет, что Британской империей, а, значит, значительной частью тогдашнего мира, правила королева Виктория, мода неоднократно успела не просто измениться, а очень сильно измениться. Так давайте вернёмся назад, представив себя... Алисой. Но только не в Стране чудес, а в мире реальном (что, впрочем, совершенно не мешает ему быть чудесным).
Итак, вы... "голубоглазое существо с золотистыми волосами, заплетенными в две длинные косы, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках". Ах, нет, это другая девочка – Бекки Тэтчер из "Приключений Тома Сойера". Впрочем, они почти ровесницы, да и мода для маленьких девочек менялась не так быстро, как у взрослых дам. Так что на Алисе непременно должны были быть панталончики, чулки, платье – довольно короткое (девочки росли, и с годами платья становились всё длиннее), и передник – пусть о нём ничего не сказано в самой сказке, зато на классических иллюстрациях, одобренных самим Льюисом Кэрролом, Алиса в переднике, который обычно надевали на маленьких девочек, чтобы те не запачкали платье. Впрочем, если вы провалитесь в кроличью нору, передник вам вряд ли в этом поможет... Вы случайно не носили такой в школе?
А вот бёртоновская Алиса – без передника, поскольку уже девица на выданье, и в платье довольно коротком, даже чересчур коротком, учитывая её возраст. Но, наверное, будь оно совсем длинным, как положено было взрослым девушкам, мы бы уже совсем не могли бы узнать в ней ту Алису, которая беседовала с Мартовским зайцем...
Ну, хорошо. А что носила, например, мама Алисы? Раз уж с маленькими девочками всё так просто? (Относительно, конечно).
Вероятно, молодость её пришлась на 1840-ые, самое начало эпохи, которую назовут "викторианской". О, это один из самых чудесных периодов в истории моды! Талия, наконец, вернулась, после долгого путешествия, на положенное место. Юбки в меру пышные – ещё не настала эпоха кринолинов, и колоколообразный силуэт достигается за счёт многочисленных нижних юбок. Декольте часто отделывались широкой кружевной оборкой, "бертой". Словом, всё изящно и без излишеств...
Но наступает следующее десятилетие, и если поначалу юбки были пышными за счёт нижних, то со второй половины 1850-х начинается царство кринолина-клетки из стальных полосок. Над ним будут издеваться, его будут обожать, он будет порой мешать проходить в двери, но по сравнению с ним талия будет казаться такой тонкой!.. В 1860-х кринолин становится самым большим за всю недолгую историю своего существования, и немного меняет форму, становясь более вытянутым сзади. И в разгаре этой моды "Алиса в стране чудес" и будет опубликована в первый раз, в 1865.
К концу же десятилетия юбки становятся всё более и более плоскими по бокам и спереди, и акцент перемещается назад. Наступает эпоха турнюра – специальной накладки, которая надевалась сзади под платье, делая ту часть, что пониже спины, очень выпуклой и даже, можно сказать, выдающейся – причём в прямом смысле этого слова... Вначале это была накладка с многочисленными узкими оборками, позднее – нечто вроде подушечек, иногда в несколько рядов; иногда конструкция ещё больше усложнялась дополнительными обручами. Турнюру будут поклоняться дамы и их портные, его будут высмеивать в карикатурах с не меньшей страстью, чем до этого – кринолин.
Что ж, в 1870-е – это пор молодости Алисы Лидделл, "настоящей", не воображаемой Алисы. Вот она, на фотографии слева (здесь ей восемнадцать лет), а на фотографии справа – то, что она вполне могла носить, платье с турнюром. Хотя, как вы можете себе представить, в приличном обществе викторианской поры не принято говорить о том, что у леди под юбкой – пусть даже речь идёт о юбке нижней.
В конце десятилетия турнюры исчезли, но вскоре вернулись, и стали неотъемлемой частью моды 1880-х. Порой они бывали настолько пышными, что, как говорили, на одном платье можно было бы сзади расставить целый чайный сервиз. Согласитесь, это было бы "Безумное чаепитие", как у Мартовского зайца, Шляпника и Алисы...
Но и эта мода сходит на нет, так что сорокалетняя Алиса Лидделл, давно уже замужняя дама и мать, перешла к юбкам гладким.
А потом... Потом викторианская эпоха закончилась. Алиса жила ещё долго (не всегда, правда, счастливо, но ведь жила она не в сказке). Менялся образ жизни, менялась мода, её юность уходила в прошлое. Но оно, это прошлое, не такое уж и давнее, как может показаться. Протяните руку, и вы дотянетесь. Руку в узкой перчатке. Да, и не забудьте поправить кружевной воротничок! А можно и не поправлять – всё равно собьётся, пока будете бежать за Белым кроликом...
PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)