727 подписчиков

Перед собеседованием не надышишься: лайфхаки для итогового собеседования 2024

6,3K прочитали
Уже завтра у девятиклассников будет проходить итоговое собеседование по русскому языку, которая является допуском к сдаче ОГЭ. В этом году основная масса моих учеников - это ОГЭшники по русскому языку.

Уже завтра у девятиклассников будет проходить итоговое собеседование по русскому языку, которая является допуском к сдаче ОГЭ. В этом году основная масса моих учеников - это ОГЭшники по русскому языку. Удивительно, но почему-то почти все очень волнуются перед собеседованием, хотя на деле ничего страшного в нем нет. Более того, работы проверяет школьный учитель, дальше они не уходят. А нужны ли школе пересдачи? Определенно нет. Однако все равно стоит внимательно и серьезно отнестись к этому этапу. Я предлагаю вам несколько лайфхаков, которые могут помочь получить зачет и набрать как можно больше баллов.

И да, я знаю, что для зачета достаточно всего 10 баллов из 20. Но стремление к большему – залог успеха.

Задание 1. Чтение текста вслух

Во время подготовки читайте текст вслух. Да, в полный голос, конечно, могут и не разрешить, но шептать под нос точно можно. Это критически важно, потому что когда вы читаете текст у себя в голове и когда вы артикулируете – это совершенно разные вещи. Когда вы реально двигаете губами и проговариваете слова, пусть даже шепотом, вы сразу поймете, как интонационно оформить тот или иной кусок текста, какие слова трудно выговорить с первого раза и прочее.

Кроме того, ученики имеют право делать пометки в КИМах. Пометками считаются ударения в словах, подчеркивание отдельных слов – все, что не является записями. Поставить в листе с текстом ударение в слове, которое дается трудно и которое можно от волнения неправильно произнести, – это отличное решение, которое может сохранить баллы.

Выдержка из МР 2024.
Выдержка из МР 2024.

Задание 2. Пересказ текста

Это задание тесно связано с предыдущим, так как пересказываем мы тот же самый текст. Одна из моих учениц на занятии как-то сказала, что когда она выполняет задание по чтению текста, то совершенно не вдумывается в его содержание, не понимает, о чем текст, а сосредотачивается лишь на правильной интонации и произнесении слов. Это большая ошибка. Как только я услышала от нее эти слова, мы попробовали прочитать текст, вдумываясь в смысл. Ошибок в чтении больше не стало, а вот для пересказа почва оказалась подготовлена, так как ученица думала о сути текста во время чтения.

Итак, во время чтения текста нужно уже думать о том, какие в нем основные моменты, какие микротемы.

Во время подготовки к пересказу я советую ученикам действовать по следующему алгоритму:

1. Посчитать, сколько абзацев в тексте. Сколько абзацев – столько микротем.

2. На черновике пишем цифры, нумерующие абзацы и оставляем между ними место.

Примерно так нужно разметить черновик. Цифры - номера абзацев.
Примерно так нужно разметить черновик. Цифры - номера абзацев.

3. Теперь начинаем записывать план текста. В каждый пункт выписываем пару слов, начало абзаца, хотя бы что-то.

4. Когда заполнили каждый пункт плана несколькими ключевыми словами, начинаем дописывать в эти пункты остальную информацию. Здесь уже, сколько успеется.

5. Важно прописать даты, названия, имена – все, что можно исковеркать и перепутать.

6. Последнее действие – читаем цитату, решаем, куда ее вставить, и в этом месте плана пишем большими буквами ЦИТАТА. Если не написать именно так крупно или не написать вообще, то в 9 из 10 случаев про цитату забывают.

Еще одно важное замечание. Не стоит писать полными предложениями и стараться воспроизвести точную формулировку из текста. Нужно понять суть и по ключевым словам рассказать основные положения текста СВОИМИ СЛОВАМИ. Запомнили точно, как в тексте, – здорово. Если нет – тоже здорово, главное – помнить суть.

Цитату я советую вставлять прямой речью, чтобы не попасться на необходимость подстраивать местоимения и глаголы под косвенную речь. Проще говоря, не стоит вводить цитату словами «ФИО говорил, что..», так как после «что» будет идти косвенная речь. Я предлагаю такую подводку: «ФИО говорил (считал) так: …». В этом случае нужно будет просто верно прочесть цитату и получить заветный балл.

Уже завтра у девятиклассников будет проходить итоговое собеседование по русскому языку, которая является допуском к сдаче ОГЭ. В этом году основная масса моих учеников - это ОГЭшники по русскому языку.-4

Задание 3. Монолог

В любом монологе важна структура. Добавьте вступление и заключение, так ваше высказывание будет логичным и завершенным. Во вступлении дайте одно вводное предложение с темой монолога. Например, если вы описываете картинку и ваша тема «Осень», можно сказать как-то так: «Осень – это прекрасное время года. Передо мной фотография, которая это доказывает». Это максимально простая фраза поможет вам звучать более продуманно. Заключение тоже будет зависеть от типа вашего высказывания. Если мы говорим про фотографию, то я предлагаю завершать так: «Мне понравилась эта фотография, потому что…».

Помните, что в монологе должно быть не менее 10 фраз. Фраза – это простое предложение, одна грамматическая основа. Мой совет ученикам – загибать пальцы во время ответа, считая каждую фразу-предложение, и стараться сказать 12-15 фраз, чтобы точно пройти этот порог.

Задание 4. Диалог

Ответы на вопросы экзаменатора, на мой взгляд, самая простая часть собеседования. Для полного ответа достаточно будет 2-3 предложений.

1 предложение – прямой и точный ответ на поставленный вопрос.

2-3 предложения – объяснение своего мнения, доказательство, пример.

Начать ответы можно с таких фраз: «я считаю», «я думаю», «мне кажется», «на мой взгляд». Это подводки дадут еще пару секунд на то, чтобы обдумать ответ.

Общий совет

В любом задании, если вы ошиблись и сразу же поняли, что нужно было сказать по-другому, то переговорите, вам засчитают последний вариант.

Итоговое собеседование – совсем не трудное испытание, пройти которое школьники точно смогут. Главное – говорить четко, уверенно, не бояться экзаменаторов и заданий. И помнить - все будет хорошо!

Связаться со мной по вопросам занятий, да и по любым другим, можно, написав в телеграмм https://t.me/anantpr02.