Мы практически подобрались к современному периоду преподавания литературы в школе - остались 80-90-е.
Эта статья будет отличаться от предыдущих тем, что списка здесь не будет. Позже будет ясно, по какой причине.
Итак, мы привыкли к тому, что перестройку всегда воспринимают как поворотное событие в нашей истории, но школьной литературы это коснулось лишь отчасти.
Процесс "раздувания" списка литературы продолжался, часы варьировались.
А на уроках внеклассного чтения в 1980-е стали обсуждать так называемую «возвращенную литературу» – произведения литераторов разных "волн" эмиграции - Замятина, Набокова, Солженицына, Войновича. Осторожно начинали говорить о книгах, которые до сих пор вызывают споры. Например, о "Детях Арбата" А. Рыбакова. Однако все это - вариативная часть.
В литературный канон школьного образования по-прежнему входило то, что так или иначе формировалось в период с 1930-1970-х.
Что же до литературы в школе в самом начале 90-х, то система её преподавания опять на некоторое время откатится к подходу начала 1920-х годов, когда вместо раздутого обязательного списка с большой вариативной частью появится ещё более внушительный рекомендательный перечень произведений, из которого сам педагог мог подбирать материал для занятий с учётом интересов и уровня учеников.
В околоперестроечное время из того самого рекомендательного списка временно выпали романы "Обломов" И. Гончарова и "Что делать?" Н. Чернышевского.
Тогда же стало абсолютно очевидно, что литература 1920-1930-х, как Фадеев или Островский, не выдерживает конкуренции на фоне "возвращенки" вроде Бунина или Булгакова. Тогда большинство бывших советских граждан, истосковавшихся по "запрещенной" литературе, получили возможность читать писателей Серебряного века, эмигрантов и даже литературный андеграунд! В программе 1991 года всё еще оставались «Мать» Горького и роман «Как закалялась сталь» Н. Островского, а пьесу К. Тренева «Любовь Яровая» или статьи В. Ленина уже убрали.
Но и эта читатательская "свобода" в школах продолжалась очень недолго. Уже в конце 90-х вновь ввели обязательный минимум содержания литературы как школьного предмета.
О том, что же мы получили в качестве школьного предмета "Литература" на современном этапе поговорим в ближайшие несколько недель.
Если ещё не читали, рекомендую посмотреть подборку: