В конце 30-х годов в СССР сложилась сложная ситуация с истребителями – старые И-15 и И-16 явно устарели, и война в Испании это показала, а в Европе, тем временем, назревала большая война. Но СССР – не современная Россия, и потому к 1940 году были спроектированы и созданы сразу три современных истребителя: ЯК-1, МиГ-3 и ЛАГГ-3, о последнем мы и оговорим в нашей статье.
ЛАГГ – Лавочкин, Гудков и Горбунов, создали свой самолет с применением самых современных на тот момент материалов – дельта-древесины. Пластифицированная древесина типа бакелит, балинит и каплюрит обладали большой прочности, к тому же экономили дорогущий дюралюминий. Хотя вряд ли опережала последний по характеристикам.
Как все начиналось
К началу 1940 года был готов первый образец истребителя, И-301 с шифром ЛАГГ-1, прототипом послужил И-22 (точнее, были использованы некоторые наработки), цельнодеревянный низкоплан, созданный энтузиастами на заводе, где производились винты к самолетам и лыжи.
30 марта 1940 года самолет ЛАГГ-1 совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя А. Никашина. Тогда же, темно-вишневая, отполированная до блеска машина получила прозвище «рояль».
Несмотря на то, что истребитель не соответствовал требуемым характеристикам, заданным ВВС СССР, такими как:
- Максимальная скорость 650 км/ч, в реальности ЛАГГ-1 смог выжать 605 км/ч;
- Дальность 1000 км с дополнительными баками, 600 км без них, этому требованию самолет соответствовал;
- Максимальная высота полета 12 км, в реальности 9600 м;
- Высокая скорость при посадке 140 км/ч.
…самолет все же прошел с успехом испытания.
При этом не проводились испытаний по стрельбе в воздухе, высший пилотаж и пикирование. Однако руководству понравилась идея по применению дельта-древесины вместо дюралюминия.
Вооружен истребитель был двумя пулеметами УБС (Универсальный Березина, синхронный) 12,7 мм и пушкой ПТБ-23 23 мм. Также планировалось оснастить самолет скорострельной пушкой Шпитального, Ш-37 37 мм. Конструкция предусматривала крепление подвески с 8 реактивными снарядами РС-82.
Тем не менее, самолет требовал доработок, и потому Комитет обороны потребовал работы над самолетом продолжить, создать 20-30 штук для полных войсковых испытаний. Собственно, у ЛАГГ-1 была одна основная проблема – слабый двигатель, остальное исправить было куда проще.
Планировалась установка двигателя М-105П с турбокомпрессором ТК-2, однако к июню 1940 года самолет поступил на испытание все с тем же двигателем, без турбокомпрессора. Увеличили лишь запас топлива, и под названием ЛАГГ-3 истребитель пошел в крупную серию.
При этом серийные ЛАГГи сильно отличались от «прилизанных» испытательных образцов, в связи с чем характеристики самолета заметно снизились: максимальная скорость упала до 550 км/ч, увеличилось и время подъема, уменьшилась дальность.
Собственно, понятия одного самолета ЛАГГ-3 не было, за время войны выпустили множество модификаций, с разными двигателями, набора вооружения, веса и т.д. Распавшееся трио конструкторов старалось по отдельности довести самолет до ума. Например, Гудков выпустил две модификации – Гу-82 с мощным двигателем АШ-82, позже – К-37 (Гу-37) с 37мм пушкой и двумя пулеметами БС. Последний самолет пошел в небольшую серию в 20 самолетов, которые участвовали в боевых действиях.
Горбунов со своей группой инженеров создал 5 модификаций, в том числе самолеты с форсированным двигателем ВК-105ПФ и ВК-105ПФ2, а также ЛАГГ-3 с двигателем ВК-107. Позже Лавочкину удалось установить на ЛАГГ-3 двигатель М-82 (АШ-82), который стал ЛАГГ-5. Последний, по сути, являлся переходным к другому отличному истребителю – Ла-5.
Последняя, 66-я серия ЛАГГ-3 производилась с весны 1943 до лета 1944 года. Всего было выпущено более 6500 самолетов различных модификаций.
Такой противоречивый ЛАГГ-3
Пожалуй, истребитель ЛАГГ-3 можно назвать самым противоречивым, которому нельзя дать определенную оценку. Его хвалили, его проклинали, его любили и ненавидели. Это объясняется прежде всего большим количеством модификаций, тремя конструкторами, работавшими вместе недолго. От этого была путаница в чертежах, брак и недоделки.
Но при этом ЛАГГ-3 внес ощутимый вклад в победу, также еще и тем, что дал начало другому, лучшему и легендарному истребителю – Ла-5.