Разные виды Москвы меня интересовали с тех пор, как я примазалась к профессии московского гида. Художники, правда, не всегда документально отражали столичные панорамы. То ракурс возьмут непонятный, то пропорции нарушат, а то и вовсе нафантазируют чего не было. В этом нет ничего неправильного. Наоборот. Главное - мастера сохранили дух первопрестольной, что фотографы не всегда могли отразить.
С выставки "“Группа 13. В переулках эпохи” в музее Русского импрессионизма я притащила несколько пейзажей Москвы начала 20-х - конца 40-х годов.
Сергей Расторгуев. "Набережная Москвы-реки" написан в 1920-е годы. Городской пейзаж приехал из Русского музея. На нём ещё стоит храм Христа Спасителя, вдоль набережной проложена трамвайная линия и извозчики погоняют лошадок. Так и вспоминается утёсовская "Песенка старого извозчика": "Чтоб запрячь тебя я утром отправляюся от Сокольников до Парка на метро!"
От восстановленного храма Христа Спасителя рукой подать до площади Пречистенских ворот, в советское время Кропоткинской. Художница Антонина Софронова в 1933 году написала вид "После грозы. У Кропоткинских ворот". Мне кажется, что это вид от конца Гоголевского бульвара. Метро ещё нет. Наверное, за забором идёт его строительство. Бежевый дом на панораме по сей день стоит по Остоженке, его называют "дом под рюмкой". Дождик ещё накрапывает.
Но туча уже ушла и москвичи спешат по своим делам.
Если пройти пару километров вверх по бульварам, попадёшь на Пушкинскую площадь. Здесь вспомним вид, сделанный Борисом Рыбченковым в 1941 году. Наверное, ещё до....
Борис Рыбченков назвал пейзаж "Улица Горького. (Тверская). Москва". Работа хранится в Калужском музее изобразительных искусств.
Справа - дом "под юбкой" ещё с "юбкой". Убрали балерину уже после войны. В этом доме по сей день работает ресторан "Армения".
Вот ещё один вид Антонины Софроновой. На этот раз - Арбатские переулки. "В переулках Арбата". 1932. Пейзаж живёт в частном собрании.
"Зоопарк" Владимира Милашевского послевоенный, 1946 года. Пруд всё тот же, а павильоны совсем другие.
"На катке" Нины Кашиной может быть написана где угодно. Но явно не в историческом центре Москвы. Гляньте, какие ели дремучие. Да и каток не совсем каток, скорее - замёрзшая речушка. Это 30-е годы.
Напоследок - Борис Рыбченков. "Молодые посадки. За заставой". 1932 год.
А выставка “Группа 13. В переулках эпохи” мне не очень понравилась. Почему - это отдельный разговор.