Найти тему
ALVI история

Итальянское танкостроение: L6/40, M11/39, M13/40 и M14/41

Оглавление

В 1930-е гг. в Италии начали производить танкетки, бронемашины на гусеницах, подобные английским «Карден-Ллойд» модель VI (Mk. IV). Так, на свет появились CV3/33 или L3/33, серийное производство и принятие на вооружение которых началось в 1933 году. За 1933 – 1940 гг. было выпущено 1.400 – 2.000 танков, которые поставлялись во многие страны мира. Выпуск, как и ранее, происходил посредством фирмы «Ансальдо» и на заводах «Фиат».

Танк L6/40

Танк L6/40 был разработан из-за недостатков CV3/33, который зарекомендовал себя как отличная машина для передвижения, но оказался совершенно неэффективным при столкновении с легкобронированной техникой противника. Эфиопия стала основным местом для экспериментов, так как в 1935 - 1936 годах шла Итало-Эфиопская война. “Фиат” и “Ансальдо” в 1936 году начали разработку готовой усовершенствованной модели CV3/33 и создали легкий танк L6/40. С 1940 года новая модель пошла в серийное производство и начала поступать на вооружение итальянской армии.

Немного характеристики:

Корпус и многогранная башня изготовлены из катаных броневых листов, расположенных вертикально или под небольшим углом к вертикали. Толщина лобовой брони — 30 мм, бортовой — 15 мм, брони башни — 40 мм.
Танк вооружили 37-миллиметровой пушкой и спаренным с ней 8-миллиметровым пулеметом «Бреда» 38. Боекомплект включал 312 выстрелов и 1560 патронов.
Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 70 л. с. позволял танку развивать скорость до 42 км/ч.

На основе L6/40 группа «Фиат» разрабатывала новые модели. Так, появились L6/40 LF, который оснастили огнемётом, САУ с 47 – мм. пушкой «Семовентеде» 47/32 и бронетранспортёры с оружиями «Синголетта» и «Портамунизиони», соответственно. Всего чистых L6/40 было выпущено 682 танка.

Во время Второй Мировой войны итальянцы использовали танкетки CV3/33 и танки L6/40 наравне, но военные всегда их критиковали из-за устаревших технологий.

Танк М11/39

Краткое дополнение

Опыт Итало-эфиопской войны показал, что танкетки и легкие танки, использовавшиеся как основная танковая сила, оказались не очень успешными. Точнее, ставка на легкую технику итальянских военных полностью провалилась. В 1937 году были проведены учения с L6/40, которые оказались неудачными, поскольку машины оказались неэффективными для сдерживания и противостояния технике противника (под сравнение попадали танки других стран). По этой причине, в том же году, “Фиат” и “Ансальдо” снова начали разработку танка. Однако в 1938 году итальянское командование решило создать категории бронетехники. Таким образом, появились легкие танки L (7-10 тонн) и средние танки M, которые были разделены еще на две категории (11-13 тонн).

О танке M11/39

На момент производства танка M11/39 он уже считался устаревшим, у него были слабыми и броня, и оружие. Так, танк имел 37 – мм пушку и два 8 – мм пулемёта Breda 38, весил он 11 тонн, а мощность двигателя достигала 105 л.с.

Первое серийное производства М11/39 началось в 1939 году – было выпущено 24 танка, которые поставили в Итальянскую Восточную Африку. Уже в июле 1940 года в распоряжении итальянской армии в Ливии было 72 таких танков. Они участвовали в Египетской операции, Ливийской операции и других боевых действиях, в первую очередь против Великобритании в 1940 – 1941 гг. Для сравнения – на поле боя в Африке встретились итальянский М11/39 и английская «Матильда», где первый не мог пробить второго, что делало новый средний танк Италии бесполезным в боях против другой техники, снова.

Танк М13/40

Так, М13/40 сравнился с легкими и средними танками своего основного противника - Великобритании. Из существенных недостатков выделяют отсутствие фильтров, из-за чего двигатели засорялись песком.

Из-за явных недостатков М11/39 итальянские фирмы начали разработку другого среднего танка - М13/40, улучшенной версии первого. Масса новой бронетехники достигала 14 тонн, мощность двигателя - до 125 л.с., а из орудий были установлены 47-мм пушка типа 47/32 и три 8-мм пулемета Breda 38. Таким образом, М13/40 сравнялся с легкими и средними танками своего основного противника - Великобритании.

Боевое применение танка М13/40 было существенно шире, кроме Северной Африки, он также участвовал во вторжении в Грецию и Югославию. Необходимо упомянуть следующие боевые действия: сражение при Эль-Аламейне, осада Тобрука, Ливийская операция, Египетская операция, Итало-греческая война, операция "25" и т.д. Отдельно нужно сказать, что немецкие войска также пополнялись этими танками и назывались PzKpfw M13/40 735.

М14/41

Следующая версия среднего танка называлась М14/41. Ее разработка началась в 1940 году, а в серию она пошла в 1941 году. По сути, она мало чем отличалась от М13/40. Главное отличие - более мощный двигатель в 145 л. с. За 1941 - 1942 гг. было произведено 695 штук, но потом производство прекратили, потому что к тому времени модель считалась устаревшей. Тем не менее, их использовали до 1945 года включительно. Они принимали участие в Африканской кампании и сражались с техникой своего основного противника - Великобритания. Итальянское танкостроение не достигло уровня тяжелых танков типа “Матильды” или “Валентайна”, но с крейсерскими моделями типа “Крусейдера” итальянцы вполне справлялись.

Таким образом, все танки лёгкого и среднего уровней использовались в боях Северной Африки во время Второй Мировой войны. Но большая их часть выбыла из строя уже к 1943 году. Де-факто, до 1945 года дожил только М14/41 из танков среднего уровня, который действительно мог хоть что-то сделать.

Дополнение:

  • M14/41 был модернизацией предыдущей серии M13/40, основанной на британском 6-тонном легком танке Vickers 1928 года.
  • M11/39 задумывался как гусеничная система поддержки пехоты среднего класса для работы в непосредственной близости от пехотных подразделений.
  • M11/39 имел недостатки, такие как использование 37-мм основной пушки Vickers-Terni L/40, ограниченной поворотной способностью и низкой броневой защитой.
  • M11/39 нес 84 снаряда калибра 37 мм и 2808 патронов калибра 8 мм, а мощность обеспечивалась одним дизельным двигателем Fiat Spa 8T V8.

Если хотите читать больше статей и постов об истории России и Мира, то подписывайтесь на канал! Буду благодарен за поддержку!

Подписывайтесь на наш Телеграм!

Автор: Горшков И.С.

Литература:

Учебник. Танки Италии.

YouTube. Мир танков. Школа танкостроения: итальянские танки.

Military Factory. M14/41. [На английском языке]

Military Factory. M13/40. [На английском языке]

Military Factory. M11/39. [На английском языке]